МОНИТОРИНГ НАГРУЗКИ РАЗНОВИДОВОГО СООБЩЕСТВА КОПЫТНЫХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ НА СТЕПНОМ УЧАСТКЕ «БОЛЬШОЙ ЧАПЕЛЬСКИЙ ПОД» БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА «АСКАНИЯ-НОВА», ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ ЧИСЛЕННОСТИ ЖИВОТНЫХ

 LOAD MONITORING MULTISERVICE COMMUNITY UNGULATES CONTAINED IN THE STEPPE AREAS «BIG CHAPELSKI UNDER» BIOSPHERE RESERVE «ASKANIA NOVA», APPROACHES TO OPTIMIZATION OF THE NUMBER OF ANIMALS

 

Н.И. Ясинецкая, А.С. Мезинов

N.I. Yasynetskaya, A.S. Mezinov 

Биосферный заповедник «Аскания-Нова» НААН

(Украина, 75230, Херсонская обл., Чаплинский р-н, Аскания-Нова, ул. Фрунзе, 13) 

Biosphere Reserve «Askania Nova» NAAS

(Ukraine, 75230, Khersonskaya obl., Chaplinskii r-n, Askania-Nova, Frunze St., 13)

e-mail: askania-zap@gmail.com

 

В работе кратко описана история использования участка заповедной степи «Большой Чапельский под» биосферного заповедника «Аскания-Нова», представлены методика расчёта пастбищной нагрузки, применяемой как составная часть мониторинговых исследований в рамках «Летописи природы», и подходы к оптимизации численности животных, содержащихся в загонах.

The paper briefly describes the history of usage, the reserve steppe «Big Chapelski under» Biosphere Reserve «Askania Nova», presents a methodology of calculation of grazing pressure applied as part of monitoring studies in the «Chronicle of Nature», and approaches to optimize the number of animals kept in pens. 

Поскольку естественные степные экосистемы сформировались под воздействием диких стадных копытных, для поддержания естественного равновесия они нуждаются в умеренной пастбищной нагрузке. Рассматривать степь как таковую без присутствия копытных животных не имеет смысла, поскольку в этом случае происходит исключение из экосистемы одного из важнейших ее звеньев и, естественно, нарушаются ее структура и функции [1].

Для достижения природоохранных целей во многих заповедниках мира копытные животные, как дикие, так и домашние, используются для управления растительными сообществами, поддерживая мозаичность растительности и обеспечивая вклад в их структурное разнообразие [17; 9]. Травоядные инициируют восстановление многовидовых пастбищных экосистем с минимальным уровнем вмешательства со стороны человека [8; 13]. Вопрос о пастбищной нагрузке решался многими учеными, и большинство рекомендаций сводится к расчётам количества животных, которые могут прокормиться на 1 га конкретного пастбища [8; 5; 3; 14].

В биосферном заповеднике «Аскания-Нова» на участке типчаково-ковыльной степи «Большой Чапельский под» (БЧП) проводится регламентированный выпас диких животных, на остальной территории природного ядра (8677,6 га) поддерживается режим абсолютной заповедности. С 1983 г. результаты экологического мониторинга отражаются в ежегодном томе «Летописи природы».

Принадлежность земель, входящих в состав заповедника, за последние двести лет неоднократно менялась: до 1783 года здесь кочевали ногайцы и татары, на протяжении 1783-1828 гг. они принадлежали казне, в 1828-1856 гг. ими владел герцог Ангальт-Кетенский, в 1856 г. они перешли к семье Фальц-Фейнов [12].

БЧП, введённый в состав природного ядра биосферного заповедника «Аскания-Нова» в 1966 году, как и другие земли до их заповедания, подвергался определённому антропогенному воздействию. С 1830-х годов до конца XIX в. территория БЧП (упоминаемая как «Большая долина») использовалась как пастбище для овец, крупного рогатого скота и сенокос [12]. В 1883 г. Ф.Э. Фальц-Фейн, основатель акклиматизационного (зоологического) парка «Аскания-Нова», для содержания копытных создал на огражденном участке целинной степи площадью около 9 га так называемый «заповідник». Площадь степного загона расширялась и к 1892 г. составляла около 66 га. Впоследствии Ф.Э. Фальц-Фейн не увеличивал площадь загона, а стал практиковать вольный выпас в степи диких копытных животных под присмотром пастухов. После национализации имения в 1919 г. и учреждения в 1921 г. в Аскании-Нова Государственного степного заповедника площадь загона для выпаса в 1926 г. была увеличена до 120 га [11]. Благодаря частично сохранившимся сведениям о поголовье животных можно вычислить пастбищную нагрузку на степной загон – в те годы она составляла 1,3 ос./га (160 особей 22 видов копытных). В 1962-1973 гг. значительная часть БЧП (2376,4 га) была огорожена и разделена на 13 загонов площадью от 3,3 до 1383,4 га [7].

Длительная практика полувольного содержания копытных животных на территории БЧП, сопровождаемая мониторингом за состоянием природной флоры и фауны, позволила выработать оптимальную численность животных и структуру стад. Для уменьшения негативного влияния выпаса на БЧП проводится распределение его по времени, пространственное планирование, формирование разновозрастного и видового состава групп животных в каждом загоне. Кроме репродуктивных групп, создаются однополые (холостяцкие) и молодняковые группы.

Виды умеренных широт выпасаются в степи смешанными стадами в течение всего года при минимальном вмешательстве человека. Большинство являются реинтродуцированными аборигенными видами или аналогами (экологическими дублерами) исчезнувших степных животных Европы (сайгак Saiga tatarica, кулан Equus hemionus kulan, лошадь Пржевальского E. przewalskii, бизон Bison bison). Также на круглогодичном выпасе содержатся стада благородных оленей Cervus elaphus, пятнистых оленей C. nippon hortulorum, ланей C. (Dama) dama, муфлонов Ovis ammon musimon. В летний период в загоны выпускают небольшие группы теплолюбивых копытных: канн Taurotragus (Tragelaphus) oryx, нильгау Boselaphus tragocamelus, гну голубых Connochaetes taurinus, африканских буйволов Syncerus caffer, гаялов Bos (Bibos) frontalis dom., ватусси B. taurinus macroceros, равнинных зебр Equus burchelli.

Оптимизация пастбищной нагрузки осуществляется через приведение количества животных в соответствие с площадью и состоянием пастбища. Зимой нагрузка значительно уменьшается за счёт изъятия теплолюбивых животных и реализации излишков поголовья. В снежные дни в загоны вывозится сено.

План расстановки животных в БЧП рассматривается на Учёном совете заповедника. В 2001 году была разработана методика определения пастбищной нагрузки на территорию ВЧП; она рассчитывается по каждому загону отдельно загоны [15]. Поскольку нагрузка меняется в зависимости от изменения численности животных каждого вида (фиксируются рождения, выбытия, перестановки), сначала составляется таблица продолжительности их пребывания в загонах, где указаны численность животных данного вида, время пребывания в каждом из загонов БЧП в течение года. Далее вычисляется нагрузка 1 особи (с учетом возраста) каждого вида на гектар в каждом загоне, при этом учитывается вес как взрослых, так и молодых особей. Нагрузка группы животных одного вида рассчитывается помесячно по формуле, где учтено количество дней, проведенных группой в загоне в данном месяце. В завершение подсчета нагрузка всех видов за месяц в данном загоне суммируется и составляется сводная таблица за весь год. Таким образом, можно проследить динамику нагрузки в каждом загоне (рис. 1). Далее данные обрабатываются по всем загонам и анализируются окончательные результаты.

Вследствие управления популяциями отдельных видов копытных (оптимизации структуры стад, регуляции численности) общее количество выпускаемых на лето в загоны БЧП животных изменяется из года в год (500-1000 особей). С 1998 до 2008 гг. поголовье копытных было стабилизировано на уровне 800-850 особей.

Рисунок 1. Динамика нагрузки копытных на территорию загонов №№ 6-7 БЧП 

Дальнейший рост численности копытных произошел в основном за счет аборигенных видов (сайгака, туркменского кулана) в связи с улучшением условий зимовки и уменьшением естественного выбытия (болезни, хищники и др.). В связи с этим в 2014 г. было проведено значительное изъятие поголовья как сайгаков и куланов, так и других видов: бизонов, пятнистых и благородных оленей и лани.

По литературным данным, в летний период допустимая пастбищная нагрузка на сельскохозяйственные угодья в условиях засушливых степей колеблется от 77 до 233 кг/га [4; 11; 8; 6]. В условиях заповедников и природных территорий допустимая нагрузка значительно ниже и обычно не превышает 70 кг/га [3], хотя в отдельных случаях этот показатель может достигать 300-900 кг/га [5; 17]. Мы допускаем возможность нагрузки копытными животными для сухих степей в интервале 35–70 кг/га с учетом продуктивности экосистем (рис. 1).

Преимущество регулируемого выпаса в заповеднике «Аскания-Нова» заключается в использовании многовидового сообщества копытных. Известно, что и в природе, и в пастбищном хозяйстве увеличение разнообразия видов пасущихся животных ведёт к более разностороннему и полному использованию растительной продукции. Комбинированный выпас значительно увеличивает полноту использования растительности, препятствует засорению пастбища непоедаемыми и малопоедаемыми видами растений и в целом повышает кормовую ёмкость такого пастбища [2; 16]. В Аскании-Нова летом 2014 г. в загонах №№ 6-7 (2032,4 га) выпасалось 10 видов животных численностью 1047 особей. Большинство из них (77%) относились к Artiodactyla, в том числе 42% были представителями подсемейств Saiginae и Tragelaphinae (сайгаки, канны), 7% – подсемейства Bovinae (бизоны, ватусси, гаялы, кафрские буйволы), 28% – семейства Cervidae (пятнистые и благородные олени, лани). Остальные животные (23%) были представителями Perissodactyla семейства Equidae (куланы, лошади Пржевальского). Соотношение 2–3 особи жвачных к 1 ос. лошадиных оптимально для поддержания режима сохранения пастбищных угодий и природных экосистем [5; 10].

Трофические нагрузки на фитоценоз экосистемы БЧП не в меньшей степени, чем копытные, создают белолобые гуси Anser albifrons, краснозобые казарки Branta ruficollis и серые журавли Grus grus, проводящие на пастбище БЧП значительную часть суток. Это отмечается во время сезонных миграций (10-30 суток) и зимовки (рис. 2). Численность серого журавля (до 46 тысяч особей) в БЧП значительно превышает таковую на смежных территориях, без копытных животных. Для отвлечения пролетных стай от центра БЧП планируется создание кормовых полей.

Рисунок 2. Среднегодовая динамика численности белолобого гуся и серого журавля на территории БЧП в 2005–2014 гг.

Поскольку БЧП является крупной естественной впадиной с самобытным флуктуационным гидрорежимом, с периодическими затоплениями талыми водами, фактор увлажнения определяет динамику коренной растительности, в том числе ее продуктивность. Амплитуда надземной фитопродукции на этой территории значительна. Максимальные запасы в центре днища могут достигать 10 т/га в сухом состоянии. Залогом оптимизации состояния растительности и сохранения присущего биологического разнообразия является присутствие копытных, регулирующих процессы накопления и деструкции надземной фитомассы. Регуляторные мероприятия в границах БЧП, когда невозможны естественные миграции копытных при дефиците растительного ресурса, сводятся к оптимизации их численности и обеспечению животных дополнительными кормами.

Разработанная методика позволяет оценить нагрузку на степь на протяжении года. В дальнейшем, используя накопленные хронологические ряды наблюдений за климатом, состоянием растительного покрова, флорой и фауной, можно будет точнее прогнозировать оптимальный режим использования степи копытными. Более чем 100- летняя практика выпаса разных видов диких копытных, применяемая в Аскании-Нова, может использоваться на охраняемых территориях в качестве мероприятия по управлению растительным разнообразием. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абатуров Б.Д. Млекопитающие как компонент экосистем (на примере растительноядных млекопитающих в полупустыне). М.: Наука, 1984. 286 с.
  2. Абатуров Б.Д. Биопродукционный процесс в наземных экосистемах (на примерах экосистем пастбищных типов). М.: Наука, 1979. 128 с.
  3. Гелюта В.П., Генов А.П., Ткаченко В.С., Мінтер Д.В. Заповідник «Хомутовський степ». План управління. Киів: Академперіодика, 2002. 38 с.
  4. Гребень Л.К. История Асканийского овцеводства // Бюлл. зоотехн. и племен. опыт. станции в Госзаповеднике «Чапли». 1928. № 4. С. 16-
  5. Дунайський біосферний заповідник НАНУ. План управління (менеджмент план) / О.Волошкевич, М.Жмуд, В.Титар. Киів; Вилкове, 1999. 64 с.
  6. Ларин И.В. Избранные труды. М.: Колос, 1978. 472 с.
  7. Лобанов Н.В. Зимовка диких копытных в зоопарке «Аскания-Нова» // Науч.-техн. бюл. 1985. Вып. 1. С.15-
  8. Мордкович В.Г., Гиляров А.М., Тишков А.А., Баландин С.А. Судьба степей. Новосибирск: Мангазея, 1977. 208 с.
  9. Опарин М.Л., Опарина О.С., Цветкова А.А. Выпас как фактор трансформации наземных экосистем семиаридных регионов // Поволж. экол. журн. 2004. № С. 183-199.
  10. Опустынивание и экологические проблемы пастбищного животноводства степных районов юга России / А.Н.Антончиков, Т.И.Бакинова, В.Ю.Душков, З.Г.Залибеков, С.В. Левыкин и др. М.: Альтиграфика, 2002. 92 с.
  11. Степной заповедник Чапли – Аскания-Нова: сб. ст. М.; Л.: Гос. изд-во, 1928. 272с.
  12. Фальц-Фейн В.Э. Аскания-Нова. Киів: Аграр. наука, 1997. 352 с.
  13. Эндрюс Дж., Рібейн М. Сільське господарство та охорона природи. Посібник із практичного управління, відновлення та створення природних біотопів на сільгоспугіддях / пер. з англ. Киев, 2006. 288 с.
  14. Юнусбаев У.Б. Оптимизация нагрузки на естественные степные пастбища. Саратов: Науч. кн. 2001. 48 с.
  15. Ясинецкая Н.И., Жарких Т.Л. Методика расчета пастбищной нагрузки на степной участок «Большой Чапельский под» в Биосферном заповеднике «Аскания-Нова». Матеріали міжнар. наук. конф. «Заповідні степи України. Стан та перспективи їх збереження». Армянськ : ПП Андрєєв О.В., 2007. С. 119-123.
  16. Loucougaray G., Bonis A., Bouzille J.-B. Effects of grazing by horses and/or cattle on the diversity of coastal grasslands in Western France // Biological Conservation. Vol. 116. P. 59-71.
  17. Menard C., Duncan P., Fleurance G., Georges J-Y., Lila M. Comparative foraging and nutrition of horses and cattle in European wetlands // J. Appl. Ecol. 2000. Vol. 39, Nr. P. 120-133.