СРЕДНЕВЕКОВЫЕ КОЧЕВНИКИ СТЕПНОГО ПРИУРАЛЬЯ XII-XIV вв. (К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ ДАННЫМ)
MEDIEVAL NOMADS OF THE STEPPE URALS XII-XIV CENTURIES (THE QUESTION OF THE SOCIAL STRUCTURE, ACCORDING TO THE ARCHAEOLOGICAL)
И.В. Матюшко
I.V. Matyushko
ГАПОУ ОАК с. Подгородняя Покровка
(Россия, 460045, Оренбургская область, Оренбургский район, с. Подгородняя Покровка, переулок Учебный, 10)
GAPO OAK s. Podgorodnyaya Pokrovka
(Russia, 460045, Orenburg region, Orenburg district, s. Podgorodnyaya Pokrovka,
alley Training, 10)
e-mail: oacolledge@gmail.com
В статье представлены результаты исследования гендерных элементов и маркеров социального статуса по материалам захоронений кочевников XII-XIV вв. степного Приуралья. В заключении сделан вывод о том, что социальная структура племен XII-XIV вв. степного Приуралья представляется развитой в рамках традиционного кочевого общества.
The article presents the results of research of gender elements and markers of social status based on the materials of nomadic burials of XII-XIV centuries of the steppe Urals. In conclusion, according to archaeology, the social structure of tribes in XII-XIV century of steppe of the Urals seem to be developed in the range of the traditional nomadic society.
Актуальность исследования социальной структуры средневековых кочевников по данным погребального обряда в степном Приуралье связана с имеющимися археологическими материалами и возрастающим интересом в соседних регионах к изучению социальной организации средневековых обществ [1, с. 71-105; 3, с. 251-278; 4; 5; 6, с. 279-306]. Для исследования социально-имущественной структуры кочевников степного Приуралья были использованы погребальные памятники XII-XIV вв.: захоронения под каменными и земляными курганами, погребения под каменными выкладками, в сырцовых оградках, мавзолеях.
Как известно, отличия в погребальной обрядности и то, как это сохранилось в погребальных памятниках, является достаточно объективным критерием, определяющим прижизненный статус умершего [2, с. 184].
Проведенный половозрастной анализ совокупности из 278 погребений XII-XIV вв. по категориям инвентаря позволил к женским из них отнести 58 погребений (20,9%), к мужским 121 (43,5%), к детским– 22 погребения (7,9%), к не определенным (т.е. безинвентарным – 77 погребений (35,7%).
Затем отдельно внутри мужских и женских захоронений были выделены преобладающие категории инвентаря (по частоте встречаемости).
Так, было установлено, что из 121 мужского погребения, относящихся к XII-XIV вв. в 70 захоронениях были накладки на колчан, пояс, удила, стремена, в 38 погребениях были наконечники стрел, а в 10 захоронениях были копья и/ или сабля, в 3 погребениях – защитные доспехи (кольчуга или панцирь). Таким образом, преобладающие категории инвентаря отражают социально-имущественную дифференциацию мужских погребений XII-XIV вв. Были выделены две группы: первая группа – основная, которая включает захоронения простых воинов-кочевников, вооруженных стрелами и луками и без доспехов. Вторая группа (малочисленная) состоит из представителей военной знати с саблями или копьями, с защитными доспехами.
В женских погребениях XII-XIV вв. инвентарь распределяется следующим образом: преобладают находки зеркал (29 погребений) и остатки бокки (22 погребения), зеркало и бокка совместно встречаются в 16 погребениях. Разумеется, что это были погребения замужних женщин. Затем по количеству распределения в 11 погребениях встречаются ножниц, в 10 случаях – ножи, в 7 погребениях были серьги в виде знака вопроса. В 2 случаях металлические сосуды. Эти женские погребения с металлическими сосудами отличаются более сложным погребальным обрядом – строительством сырцовой оградки или каменной выкладкой, с жертвоприношением целого остова коня в сопровождении конской упряжи. Таким образом, женские погребения также различаются по социальному статусу, но преобладают погребения замужних женщин.
Безинвентарные погребения отражают степень проникновения ислама в разные социальные группы со второй половины XIV в. Такие погребения встречаются под земляными, каменными насыпями, в мавзолеях, кирпичных оградках и очевидно, следует рассматривать исследование социальной статуса погребенных из этих захоронений непосредственной зависимости от затраченных трудовых усилий, комплекса жертвоприношений.
Таким образом, проведенное исследование социальной структуры средневековых кочевников степного Приуралья XII-XIV вв. позволяет выделить две разные социально-имущественные группы среди мужских погребений. Преобладают первая группа – это захоронения простых воинов-кочевников, вооруженных стрелами и луками и без доспехов. Вторая группа состоит из представителей военной знати с саблями или копьями, с защитными доспехами. Женские погребения XII-XIV вв., как правило, отражают одну группу общества – замужних женщин.
Безинвентарные погребения известны в разных типах погребального обряда и, следовательно, свидетельствуют о распространении ислама в разных этнических группах. О половой принадлежности этих погребений, за исключением редких случаев, неизвестно и поэтому условно можно различать по размерам костяков только группу взрослых и группу детей.
Детские погребения XII-XIV вв. с инвентарем были зафиксированы только в трех случаях, одно из которых содержало инвентарь, характерный для мужчин, а два других – для женщин: в одном были бусы, перстень и ножницы, а в другом перстень и зеркало. Остальные детские погребения безынвентарны.
Таким образом, по данным археологии социальная структура племен XII-XIV вв. степного Приуралья представляется развитой в рамках традиционного кочевого общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: