КАРТИРОВАНИЕ СОХРАНИВШИХСЯ СТЕПНЫХ ЭКОСИСТЕМ – АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО СТЕПЕВЕДЕНИЯ
Анализ современной ситуации, сложившейся в степных и лесостепных регионах Европейской части России, с одной стороны, дает возможность исследователям констатировать общеизвестные неблагоприятные тенденции в изменении сохранившихся здесь степей. С другой стороны, отсутствие в подавляющем большинстве литературных источников фактических данных об общей площади этих степей, о территориальном соотношении их подтипов и модификаций (эдафических и антропогенных), о структуре степного растительного покрова не позволяет представить и достоверно оценить реальную картину актуального состояния степной растительности в том или ином конкретном регионе.
«Естественный растительный покров в Европейской части России в основном уже давно уничтожен. На месте былых степей теперь простираются сплошные массивы пашни. Только в заповедниках сохранились значительные по площади участки малонарушенных природных степей». Такого рода высказывания регулярно встречаются в разных научных и научно-популярных изданиях. До последнего времени автор этой статьи в своих работах тоже придерживался подобного мнения. И только необходимость собрать воедино и проанализировать все свои данные, данные своих коллег и, естественно, литературные данные по исследованию степной растительности в Европейской части России с целью уточнения южных пределов лесостепной зоны позволили увидеть значительные погрешности в приведенных выше высказываниях и иначе взглянуть на картину степного растительного покрова этого региона. Примером, подтверждающим новый взгляд на данную ситуацию, станут материалы по изучению степной растительности, полученные в Ростовской, Саратовской, Воронежской и Волгоградской областях.
При анализе собранных данных возникли два вопроса: «Соответствует ли действительности устоявшееся в отечественной ботанической литературе и в картографических материалах [4–6, 9, 22 и мн. др.] представление о том, что в указанных выше регионах в настоящее время вся естественная степная растительность уничтожена практически полностью? Действительно ли значительные площади природной малонарушенной степной растительности сохранились только в заповедниках?».
Самыми решаемыми эти вопросы оказались для Ростовской области – одного из наиболее степных регионов в Европейской части России. Его растительность в разные годы была не только описана такими ботаниками, как В. И. Талиев, К. М. Залесский, И. В. Новопокровский, Ю. М. Ралль, А.П. Балаш, Б. Н. Горбачев и многими другими, но и закартирована. За последние почти 40 лет на растительность области было составлено несколько карт: «Карта естественных кормовых угодий Ростовской области, м. 1: 600 000», 1970 г.; «Карта растительности Ростовской области, м. 1: 600 000», 1974 г., обе под редакцией Б. Н. Горбачева; «Геоботаническая карта растительности Ростовской области, м. 1: 300 000» института Южгипрозем, 1990 г.; «Карта степной растительности Ростовской области, м. 1: 300 000» лаборатории «Растительность степной зоны» БИН РАН, 2000 г., «Карта восстановленной растительности Ростовской области, м. 1: 8 000 000» лаборатории «Биоразнообразия» НИИ Биологии РГУ, 2005 г.. Все они имеют определенные расхождения вследствие неодинаковых масштабов, целей картирования, разных методических подходов при их создании и принципов построения к ним легенд, но данные, полученные при анализе этих картографических материалов, достаточно близки. По этой причине мы будем ссылаться в основном на наши данные [14, 15]. Согласно им на конец прошлого столетия в Ростовской области общая площадь степей составляла 17452 км? или 17,3% от площади всей ее территории. Для сравнения: по материалам карты института Южгипрозем эта цифра равнялась 16,6% [11]. Таким образом, речь о практически полном уничтожении степной растительности в Ростовской области никак идти не может. Другое дело, что ценотический состав, состояние и размещение сохранившихся степных участков по ее территории очень неравномерны. Так, наиболее сильно от хозяйственной деятельности человека страдают степи в северо-западных (скотоводческо-свиноводческих), северо-восточных (скотоводческо-зерновых) и юго-восточных (овцеводческо-зерновых) районах области. Например, в Ремонтнинском районе (юго-восточная часть области) показатели площадей, занятых сбоями, сильно- и средненарушенными степями, по сравнению с показателями по всей области, значительно выше – 11,3%, 34,5%, 49,5% против 9,1%, 23,4%, 39,7%. В то же время, показатели по слабонарушенным степным сообществам здесь меньше общеобластных на 23,1%.
На второй основополагающий вопрос: «Действительно ли, что значительные площади природной малонарушенной степной растительности сохранились только в заповедниках?» мы также ответим отрицательно. По нашим данным на конец XX века слабонарушенные степные травостои в Ростовской области занимали территорию площадью 4843,05 км? или 27,8% от общей площади всех степей. Учитывая возникшую за последние десятилетия явную тенденцию к уменьшению поголовья скота, можно предположить, что за счет снижения или даже снятия антропогенной нагрузки на степные сенокосы и пастбища произошло полное восстановление их растительного покрова на участках со слабонарушенным травостоем. В то же время, восстановился растительный покров ряда участков со средненарушенным травостоем и растительный покров хотя бы части степных залежей. По этой причине приведенные выше цифры по общей площади сохранившихся степей и их слабонарушенных вариантов в настоящее время, скорее всего, будут выше. Универсальность применения картирования растительности, в данном случае степной, с целью ее инвентаризации и комплексного изучения подтверждается многими исследователями [1, 2, 11, 14, 15 и др.].
Саратовская область – одна из самых обширных по площади в Европейской части России, где представлено все разнообразие степей (луговые, настоящие, сухие, опустыненные), также оказалась в благоприятном положении с точки зрения исследования естественного растительного покрова. В конце 80-х годов прошлого столетия специалистами института Южгипрозем была проведена его инвентаризация. Для каждого хозяйства были составлены крупномасштабные геоботанические карты с прилагаемыми к ним отчетами, которые содержали самую разнообразную информацию о природной растительности. Используя все эти данные, а также данные почвенных карт и собственные материалы, сотрудниками Ботанического ин-та им. В. Л. Комарова РАН В. Н. Храмцовым и П. Д. Малаховским в начале 90-х годов был создан первый вариант карты актуальной степной растительности Саратовской области м. 1: 300 000 (с легендой). Авторы карты подсчитали, что естественная степная растительность составляет в среднем 13,8% от всей площади Саратовской области (от 7 до 24% в разных ее частях). Среди сохранившихся степей 35,5% – малонарушенные степи. А вот, например, на Приволжской возвышенности, участков со слабонарушенным травостоем встречается меньше – от 12 до 17% [10]. Таким образом, и в Саратовской области нельзя говорить о полном уничтожении растительности степей и о том, что значительные их массивы с малонарушенным травостоем сохранились лишь в заповедниках. Учитывая тенденцию к снижению поголовья скота, и как следствие – восстановление травостоя ряда степных участков, а также свертывание в области некоторых объектов ВПК (освобождение крупных по площади территорий аэродромов и полигонов), приведенные цифры в настоящее время будут выше.
В Воронежской области – одном из регионов Центрального Черноземья, специалисты института Южгипрозем не проводили инвентаризацию естественного растительного покрова. На его территорию отсутствуют геоботанические карты среднего и крупного масштаба (последние имеются лишь для отдельных небольших конкретных участков). В то же время, растительности воронежских степей в XX веке было уделено большое внимание. Ее описывали такие классики ботаники, как Б. А. Келлер, В. В. Алехин, Н. Ф. Комаров, Т. И. Попов, Н. С. Камышев и др. Однако в публикациях этих авторов приводятся либо самая общая характеристика степной растительности области, либо, напротив, совершенно конкретные описания небольших исследуемых территорий. В последние годы ботанические исследования степей в области – преимущественно флористические или они касаются вопросов структуры, динамики, продуктивности степных растительных сообществ отдельных ключевых участков. Поэтому составить полное представление о современном ценотическом составе, структуре и состоянии степного растительного покрова Воронежской области практически невозможно. Можно лишь по ограниченному кругу литературных источников и нашим данным [3, 8, 12, 13 и др.] сказать следующее. На ее территории по-прежнему сохранилось значительное разнообразие степных ценозов. Визуальные наблюдения во время полевых маршрутов позволяют утверждать, что в совокупности площади сохранившихся здесь естественных степей составляют не 1-2% от общей площади области, а значительно выше; вероятно, на уровне вышеописанных регионов. Состояние их травяного покрова зависит как от размещения степных участков в той или иной части области, так и от местоположения в структуре конкретного ландшафта. Малонарушенные степи встречаются не только в границах заповедных территорий [8, 12]. Упоминаемая выше тенденция к сокращению поголовья скота и, как следствие, восстановление растительного покрова ряда сенокосов и пастбищ способствует увеличению площадей сохранившихся естественных степей и их малонарушенных вариантов также и в Воронежской области.
Волгоградская область – один из самых интересных и сложных степных регионов Европейской части России с оригинальным и разнообразным растительным покровом, который, однако, мало исследован. В первой половине XX века степи здесь изучали В.П. Дробов, В.А. Дубянский, К.М. Залесский, И.В. Новопокровский, М.П. Кирсанов, А.Д. Фурсаев, И.И. Тереножкин и др. Общая характеристика степной растительности области появилась позднее [7]. В конце 70-х годов прошлого столетия вышел в свет сборник работ о природе Волгоградской области, одна из которых посвящена описанию степей [21]. С тех пор и по настоящее время ботанические исследования, как и в Воронежской области, носят здесь преимущественно флористический характер. На этот регион отсутствуют карты растительности крупного и среднего масштаба. По этим причинам охарактеризовать ценотический состав, структуру и состояние его растительного покрова не возможно. Существуют только данные по отдельным конкретным территориям [16–20, 23 и др.]. Большая их часть – природные парки регионального уровня. Система из 8 таких объектов была создана в области лишь несколько лет назад, поэтому степи на их площадях пока вполне достоверно могут рассматриваться как степи неохраняемых территорий. Наши исследования степной растительности в некоторых природных парках и на смежных с ними землях западной Правобережной части области [16–20 и др.] показали, что в ее пределах сохранились многочисленные участки луговых, настоящих, сухих степей, не распахиваемые, по крайней мере, в обозримом прошлом. Размеры их неравнозначны – от нескольких гектар до десятков и сотен га. Среди всех подтипов степей встречаются крупные участки с малонарушенной растительностью. В Заволжье (восточная часть области) также сохранились и степи, и их зональное разнообразие [23]. Таким образом, в Волгоградской области в настоящее время существуют значительные площади естественной степной растительности. И она до сих пор не изучена или изучена мало.
Резюмируя вышесказанное с учетом литературных данных по другим областям, можно утверждать, что растительность сохранившихся естественных степей в большинстве регионов Европейской части России пока исследована только в самом первом приближении. На преобладающую часть степных территорий, даже заповедных, отсутствуют карты растительности. «Национальная стратегия сохранения биоразноообразия России» в качестве основной задачи мониторинга биоразнообразия предполагает его инвентаризацию на разных уровнях, в том числе и на экосистемном, и оценку их состояния. Наиболее доступным и верным шагом к исполнению решений данного документа в отношении степей будет создание карт их растительности среднего (либо крупного) масштаба на любую исследуемую территорию. Это позволит провести полную инвентаризацию сохранившихся здесь участков естественной степной растительности. Даст возможность зафиксировать и оценить ее современное состояние. Карта станет исходной документальной базой для дальнейшего мониторинга как степных фитоценозов (количественное и качественное изменение их видового состава, перераспределение обилия видов, изменение запаса надземной фитомассы, перестройка структуры сообществ), так и степного растительного покрова в целом (изменение его ценотического разнообразия, перестройка пространственной структуры) на все время существования природных степей.
Работа выполнена по планам НИР БИН РАН и при финансовой поддержке грантов РФФИ: 93-04-20615а, 96-04-63049а, 08-05-00586.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горбачев Б.Н. Карта растительности Ростовской области / Б.Н. Горбачев // Геоботаническое картографирование. – 1967. – С. 32-41.
2. Горбачев Б.Н. Растительность и естественные кормовые угодья Ростовской области (пояснительный текст к картам) / Б.Н. Горбачев. – Ростов-на-Дону: Ростов. кн. изд-во, 1974. – 152 с.
3. Камышев Н.С. Растительный покров Воронежской области и его охрана / Н.С.Камышев, К.Ф. Хмелев. – Воронеж, 1976. – 181 с.
4. Карта растительности СССР. М. 1:4 000 000 / Под общей ред. В.Б. Сочавы. – М., 1956. – 6 л.
5. Карта растительности Европейской части СССР. М. 1:2 500 000 / Отв. ред. Т.И. Исаченко, Е.М. Лавренко. – М., 1979. – 6 л.
6. Карта восстановленной растительности Центральной и Восточной Европы. М. 1: 2 500 000 / Под ред. С.А. Грибовой, Р. Нейхейсла. – СПб., 1996. – 6 л.
7. Киреев А.Ф. Наши степи и полупустыни / А.Ф. Киреев. – Сталинград, 1958. – 135 с.
8. Кунаева Т.И. О редких растительных сообществах меловых обнажений Воронежской области / Т.И. Кунаева // Изучение и охрана природы малых заповедных территорий. Сб. научн. тр. – Воронеж, 1986. – С. 85-89.
9. Лавренко Е.М. Степи Евразии / Е.М. Лавренко, З.В. Карамышева, Р.И. Никулина. – Л.: Наука, 1991. – 145 с.
10. Малышева Г.С. Лесостепь Приволжской возвышенности / Г.С. Малышева, П.Д. Малаховский // Бот. журн. – 2008. – Т. 93, №4. – С. 600-610.
11. Мокриевич В.И. Природные кормовые угодья Ростовской области: растительность, хозяйственное состояние, мероприятия по улучшению / В.И. Мокриевич // Флора Нижнего Дона и Северного Кавказа: структура, динамика, охрана, проблемы использования: Тез. докл. – Ростов-на-Дону, 1991. – С. 68.
12. Паршутина Л.П. К разнообразию степей Воронежской области / Л.П. Паршутина // Проблемы ботаники на рубеже ХХ-ХХ1 веков: Тез. докл., представл. (Х) съезду Рус. бот. о-ва (26-29 мая 1998 г.). – СПб, 1998. – Т. 1. – С. 294.
13. Паршутина Л.П. Каменная степь – «прежде и теперь» / Л.П. Паршутина // Степной бюллетень. – 2000. – №8. – С. 21-25.
14. Паршутина Л.П. Степи Ростовской области и их современное состояние / Л.П. Паршутина // Аридные экосистемы. – 2000. – Т. 6, №11-12. – С. 57-65.
15. Паршутина Л.П. Карта степной растительности Ростовской области / Л.П. Паршутина // Современные проблемы ботанической географии, картографии, геоботаники, экологии. Сб. науч. тр. – СПб., 2000. – С. 31-33.
16. Паршутина Л.П. Степь или лесостепь? / Л.П. Паршутина // Фундаментальные и прикладные проблемы ботаники в начале XXI века: Материалы Всерос. конф. Геоботаника. Ч. 5. – Петрозаводск, 2008. – С. 249-252.
17. Паршутина Л.П. Разнообразие растительности природного парка «Нижнехоперский» (Волгоградская область) и пути его сохранения / Л.П. Паршутина // Принципы и способы сохранения биоразнообразия: Материалы III Всерос. науч конф. – Пущино, 2008. – С. 567-569.
18. Паршутина Л. П. Луговые степи на юго-востоке Русской Равнины (Калачская возвышенность) / Л.П. Паршутина // Современное состояние, проблемы и перспективы региональных ботанических исследований: Материалы междунар. науч. конф., посв. 90-летию Воронеж. гос. ун-та и 50-летию Воронеж. отд. Рус. Бот. о-ва. – Воронеж, 2008. – С. 251-254.
19. Паршутина Л. П. Псаммофитная и гемипсаммофитная степная растительность в западной части Нижнего Поволжья / Л.П. Паршутина // Биоразнообразие: проблемы и перспективы сохранения: Материалы Междунар. науч. конф, посв 135-летию со дня рожд И.И. Спрыгина. – Пенза, 2008. – Ч. 1. – С. 292-294.
20. Паршутина Л.П. Нижнехоперский природный парк – крупнейший резерват степей в Волгоградской области / Л.П. Паршутина, Т.Г. Пономарева, Л.А. Ящерицына // Степной бюллетень. – 2008. – №25. – С. 20-25.
21. Природа Волгоградской области. – Волгоград: Нижнее-Волжское. кн. изд-во, 1977. – 175 с.
22. Растительность европейской части СССР. – Л.: Наука, 1980. – 325 с
23. Сафронова И.Н. Характеристика растительности Палласовского района Волгоградской области / И.Н. Сафронова // Биоразнообразие и проблемы природопользования в Приэльтонье. Сб. науч. тр. – Волгоград, 2006. – С. 5-9.
Л.П. Паршутина