РЕЗЕРВАТНАЯ СУКЦЕССИЯ ГАЛОФИТНОЙ ПОЛЫННО-ЗЛАКОВОЙ СТЕПИ ЯГОРЛЫЦКОГО ПОЛУОСТРОВА (ХЕРСОНСКАЯ ОБЛАСТЬ, УКРАИНА)

 

Участки «Ягорлыцкий Кут» и «Потиевка» Черноморского биосферного заповедника, при описании растительного покрова Украины, приводятся в качестве единственных примеров, на основании описания растительности которых, характеризуются галофитные опустыненные полынно-злаковые степи в пределах ее территории [6]. Эти участки являются эталоном одного из региональных вариантов данного типа степей – западнопричерноморскго приморскополынно-дерновиннозлакового, поскольку здесь были проведены исследования [2, 4], что легли в основу его характеристики [3].
Общие антропогенные изменения, происходящие в регионе, повлияли и на состояние галофитно-степных сообществ. Степные участки уже с середины шестидесятых годов прошлого века начинают претерпевать изменения гидрологических условий, вследствие создания в 1958 году Каховского водохранилища, строительства Краснознаменского канала и введения в эксплуатацию в 1965 оросительной системы.
Наиболее значительные сдвиги произошли в экосистеме участка Потиевский, который, начиная с этого периода, испытывает не только опосредованное влияние накапливающихся изменений, но и прямое, антропогенно-обусловленное изменение гидрологических условий, поскольку сброс дренажных вод производится непосредственно через его территорию, с использованием природной системы понижений. В дальнейшем, гидрологический баланс Потиевки еще более усложнился вследствие появления и других, более частных факторов, влияющих на динамику гидрологических показателей [8], что привело к полному нарушению естественного хода процессов в пределах его территории.
Заповедная территория на Ягорлыцком полуострове и в настоящее время может быть использована в качестве эталона при сравнительных наблюдениях. Она не попала в зону прямого влияния орошения, а из-за значительной удаленности от оросительной системы, край полуострова оказался наименее подвержен аккумулятивному эффекту гидрологических изменений, происходящих в целом в регионе. Но при этом необходимо отметить, что степень естественности растительных сообществ в пределах заповедной территории полуострова неодинакова, поскольку отдельные участки на полуострове имеют разные сроки передачи их заповеднику, а также разную историю хозяйственного использования, как до заповедания, так и в период заповедности [9]. Cледует принять во внимание сообщение Г.И. Билыка [1, 3] о том, что описанные Е.М. Лавренко в 1926 году на Ягорлыцком полуострове значительные площади пустынных степей, с участием Artemisia santonica, не сохранились из-за распашки, при этом небольшие участки подобных степей сохранились в урочище «Потиевка» Черноморского заповедника. Это сообщение еще раз свидетельствует о том, что степень распашки современной территории Черноморского заповедника в пределах Ягорлыцкого полуострова достаточно велика.
Именно поэтому, нам удалось найти и оконтурить лишь небольшой участок естественной степной растительности, расположенный в той части заповедной территории, что находилась в режиме заповедания с 1927 года и, как свидетельствуют литературные данные, не распахивалась.
Почва выделенного участка представляет собой солонец луговой глубокий солончаковый тяжелосуглинистый в комплексе с лугово-каштановой солончаковой почвой – до 10% и солончаком хлоридным до 10%.
Состояние растительного покрова данной территории в прошлом оказалось возможным восстановить, исходя из литературных данных. Так в работе [4] приведена почвенно-ботаническая карта Ягорлыцкого полуострова, составленная Г. Маховым, Е. Лавренко и Н. Десятовой-Шостенко в 1926 году. Выделенный нами участок, на этой карте, входит в градацию черноземно-солонцевого комплекса. Авторами указывается, что растительность этого комплекса лучше всего сохранилась на западной окраине полуострова, где преобладает ассоциация Artemisia maritima (+A. austriaca) + Festuca sulcata. Местами, на участках, что лучше сбереглись от выпаса, изредка встречаются дерновины Stipa capillata. Часто также встречаются Agropyron cristatum, Kochia prostrata, Statice meyeri. На фоне участков с такой растительностью раскиданы, в маленьких по величине и глубине, немного вытянутых западинках, типчаково-тырсовые пятна (ас. Stipa capillata + Festuca sulcata), полностью лишенные полыни.
При более поздних исследованиях, в 1970 году [5], территория резерватной делянки, располагается в границах описанного автором выдела типчаково-полынной ассоциации Artemisietum (boschniakianae)-festucosum (sulcatae) со значительной примесью Plantago lanuginosa Bastard., Limonium meyeri (Boiss.) Ktze., Gypsophila stepposa Klok., Agropyron pectiniforme Roem. et Schult., Atriplex tatarica L., Kochia prostrata (L.) Schrad. В качестве эдификатора весенней синузии указываются Poa bulbosa L. и Ficaria stepporum P. Smirn. Проективное покрытие травостоя таких сообществ составляет составляет от 50 до 70 %.
Приводимые данные свидетельствуют о дигрессии растительного покрова участка в 1970 году, по сравнению с 1926 годом. Подобные изменения, заповедной на то время территории, могут быть обусловлены динамикой природных процессов – прежде всего, длительным низким уровнем осадков в предыдущий период. Однако, исходя из присутствия в травостое ряда апофитов, более вероятно, что произошедшие изменения вызваны усилением пастбищной нагрузки в предшествовавший период «покорения природы».
В течение последних тридцати лет (с 1979 года) мы уже сами имели возможность наблюдать за характером использования данной территории. В этот период заповедный режим участка также не был абсолютным, поскольку до 1987 года здесь проводилось сенокошение, а после, он подвергался незначительному выпасу, который не имел высокой нагрузки и носил случайный характер. С начала девяностых годов двадцатого столетия территория перестала подвергаться прямому антропогенному воздействию.
Относительно регулярные описания растительного покрова на данной территории мы начали проводить с 1991 года. В 1991, 1992, 1995, 1996, 2004, 2007 годах описания проводились на постоянной пробной площади 100 м2, заложенной в пределах равнинного участка степи. В 1997 и 2008 годах были сделаны серии описаний через всю территорию резерватного участка с учетом микрорельфа.
В начале наблюдений (1991-1992 год) растительный покров участка представлял собой типчаково (F.sulcata s.l – 50% покрытия) – полынно (А. austriaca Jacg. – 2-15% ) пырейное (Elytrigia pseudocaesia (Pacz.) Procud. – 10-15% ) сообщество, с незначительным участием (до 5%) Agropyron pectinatum (Bieb.) Beauv. сформировавшееся под влиянием нерегулярного сенокошения. Видовое богатство на 100 м2 составляло 22-24 вида, проективное покрытие 75-80%. В весеннее время, в крупных кальвициях, обильно встречаются эфемеры и эфемероиды, часто апофитной группы.
На десятый год резерватной сукцесии (1997 год) растительный покров участка отличался большим разнообразием, и в какой-то мере, напоминал растительность, описанную на этой территории в 1926 году. Подробная характеристика сообществ всей, на то время заповедной территории участка Ягорлыцкий Кут, включая описания резерватной серии, приведена в работе [10]. Эти годы стали переломными в процессе развития сообществ. Именно в этот период, в ряде описаний, с небольшим покрытием, отмечена Koeleria cristata (L.) Pers., а в микрозападинках сформировались пятнышки тырсовников.
В 2007-2008 году отмечается уменьшение в описаниях типчака до 1-10%, Agropyron pectinatum – составляет в травостое 10-25%, количество Koeleria cristata доходит до рекордной отметки – 25-40% со 100% постоянством. Такое же постоянство при незначительном проективном покрытии характерно также для Kochia prostrata (5-10% покрытия) и Limonium meyeri (1-5% покрытия). Ковыль-волосатик полностью исчез с делянки. Количество апофитных однолетников уменьшилось, зато увеличилась группа многолетних стержнекорневых степных видов. Видовое богатство на 100 м2 составляло 27-28 видов, общее проективное покрытие – 90-100%.
Несомненно, что кроме влияния резерватного режима, на динамику растительного покрова оказали влияние погодные факторы этого периода, повлекшие за собой, в отдельные годы, изменения структуры ценозов, не укладывающиеся в линейную схему.
Однако, проведенный нами анализ разногодичной серии описаний методом минимизации групповой дисперсии или методом Уарда [11], подтвердил наличие однонаправленного процесса постепенного изменения растительного покрова, ординированного во времени. При проводимом анализе использовались описания, характерные только для ровных участков степи (без описаний четко выраженных западин и подов). Всего было проанализировано 22 описания.
Таким образом, за два десятилетия резерватного режима, произошло изменение растительности равнинного степного участка от стадии типчаково-полынной степи до формирования высокопродуктивных житняковых и келериево-житняковых сообществ.
При более ранних исследованиях заповедной части территории Ягорлыцкого полуострова [3, 5, 10], сформировавшаяся в резерватных условиях формация Koelerieta cristatae, никогда не приводилась исследователями, а ее ассоциация Koelerietum (cristatae) agropyrosum (pectinati) не упоминается в Продромусе растительности Украины [7].
Является ли сообщество, сформировавшееся в результате двадцатилетней резерватной сукцесии климаксовым для данной территории, можно узнать только при продолжении наблюдений и их дальнейшей интерпретации с учетом климатических факторов. Однако, одно несомненно – описание западнопричерноморской приморскополынно-дерновиннозлаковой степи проведено авторами [3] на серии дигрессивных пасквальных сообществ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Білик Г.І. Пустельні степи // Степи, кам’янисті відслонення, піски. – Київ, 1973. С. 229-240.
2. Білик Г.І., Ткаченко В.С. Рослинність урочища Потіївка Чорноморського державного заповідника // Укр. ботан. журн. – 1970. – Т.27, № 4. – С. 491-496.
3. Билик Г.И., Лавренко Е.М. Западнопричерноморские приморскополынно -дерновиннозлаковые степи // Растительность Европейской части СССР. – Л.: Наука. – 1980. – С. 246-247.
4. Лавренко Є.М., Десятова-Шостенко Н.О. Рослинність засолених грунтів Ягорлицького півострова (Херсонської округи) // Матеріали дослідження грунтів України. – Вип.2. Харків. – 1928. – С. 109-138.
5. Мринський О.П. Рослинність заповідної ділянки Ягорлицького півострова //Охорона, вивчення та збагачення рослинного світу: Міжвідомчий збірник. – К.: Вища школа. – 1975. – С. 41-44.
6. Осычнюк В.В. Галофитные пустынные полынно-злаковые степи и сельскохозяйственные земли на их месте // География растительного покрова Украины. – Киев: Наук. Думка, 1982. – С. 212-213.
7. Продромус растительности Украины. – Киев: Наук. Думка, 1991. – 272 с.
8. Уманец О.Ю. Изменение растительного покрова Потиевского участка Черноморского биосферного заповедника за период 1993-2003 годов // Й.К. Пачоський та сучасна ботаніка (Відп.ред.М.Ф.Бойко). – Херсон: Айлант, 2004. – С. 257-260.
9. Уманец О.Ю. Режим использования земельних угодий как фактор синантропизации флоры Черноморского биосферного заповедника // Степи Северной Евразии: Матер. IV Междунар. симп. – Оренбург, 2006. – С. 715-718.
10. Уманець О.Ю., Соломаха I.В. Синтаксономiя рослинностi Чорноморського бiосферного заповiдника I. Урочище «Ягорлицький Кут» // Укр. фiтоцен. зб. – Киiв. – 1998. – Сер. А., вип.2 (11). – С. 109-127.
11. Ward J. H. Hierachical grouping to optimize an objective function // J. Am. Statist. Assoc. – 1963. – 58. – P. 236-244.

 

О.Ю. Уманец