СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА ПРИГОРОДНЫХ СТЕПЕЙ ГОРОДА ОРСКА

 

Город Орск – один из крупнейших промышленных центров Оренбургской области, занимающий «пограничное» положение относительно почвенных и ботанико-географических подзон. Первоначально город начал развиваться в пределах долин рек Урала и Ори, где, исходя из почвенного районирования Оренбургской области, почвенный покров представлен аллювиальными дерновыми насыщенными почвами. Однако в процессе своего развития Орск вышел за рамки речных долин, активно осваивая прилегающие земли. Согласно картографическим данным, город Орск вне речных долин граничит с четырьмя почвенными районами (подзонами). На севере к нему примыкает подзона обыкновенных черноземов, на западе – подзона темно-каштановых неполноразвитых почв. На юге с речными долинами рек Ори и Урала в районе Орска граничит подзона солонцов. Наконец, с востока к городу Орску подходит подзона песчаных темно-каштановых дефлированных почв. Полынные и солонцовые ассоциации приурочены к выходам засоленных кор и солонцеватым черноземам [3]. Согласно ботанико-географическому районированию Оренбургской области, Орск находится в степной зоне в пределах Орского округа Мугоджарско-Тургайской подпровинции Казахстанской провинции Евразийской степной области [2]. Здесь, помимо пойменных лугов с кустарниками и лесами, носящими незональный характер, Орск граничит с растительными сообществами подзон северной и южной степи. Северной степи соответствуют разнотравно-дерновинно-злаковые степи на обыкновенных черноземах. По отношению к подзоне северной степи город Орск располагается на ее юго-восточной границе. Подзона южных полынно-злаковых степей выделяется в южных районах области на темно-каштановых почвах. К признакам этой подзоны относится не только значительное присутствие полыней, но и наличие солонцово-солончаковой растительности, что придает облику южных степей комплексный пятнистый характер. Кроме того, пространство между Орью и Большим Кумаком занято незональным типом растительности – песчаными степями [3]. Как показывают картографические изыскания и наши наблюдения, восточная граница г. Орска примыкает к песчаным степям, а южная, в свою очередь, к южным полынно-злаковым степям. Такое «пограничное» положение города Орска в комплексе с действующими на его территории антропогенными факторами позволяет рассматривать его растительный покров как объект многоаспектных ботанических и экологических исследований.
С целью разработки научных основ оптимизации растительного покрова урбанизированных территорий степной зоны на территории города Орска велись исследования, связанные с определением современного состояния флоры города. Среди прочих парциальных флор большое внимание уделялось изучению видового состава пригородных степей города Орска, а так же проводилось сравнение видовых составов пригородных территорий и контрольных участков степи, прилегающих к территории города. При этом следует отметить, что касается подзоны северной степи, то на ровных водоразделах разнотравно-типчаково-ковыльные степи были полностью распаханы и сохранились их склоновые варианты. Фрагменты естественной растительности данной подзоны можно наблюдать на приводораздельных опушках лесов или вдоль границ полей севооборотов [3]. Такое положение справедливо и для западных и северных окрестностей города Орска. Южные степи в окрестностях г. Орска также довольно активно использовались в хозяйственной деятельности человека как пастбищные, сенокосные угодья, а в районе песчаных степей производилась распашка степных участков. Как и в целом по области, на территориях, прилегающих к городу Орску, за последние десять – пятнадцать лет возникли залежи, растительный покров которых существенно отличается как от агроценозов, так и от изначальных степных растительных сообществ. Таким образом, при сборе информации о естественных фитоценозах северной и южной степи для сравнения их видового состава в окрестностях города с видовым составом непосредственно пригородных и городских фитоценозов мы имели дело с фитоценозами, в той или иной степени измененными хозяйственной деятельностью человека.
Пригородная зона города Орска характеризуется, в первую очередь, участками разнотравно-злаковых степей, в частности с доминированием Stipa lessingiana, S. capillata, Festuca valesiaca, а так же, в связи с особенностями рельефа, значительным разнообразием петрофитноразнотравно-злаковых ассоциаций, непосредственно прилегающих к городу и испытывающих антропогенную нагрузку. Видовой состав избранных нами участков объединяет около 170 видов. Состав основных систематических групп и число видов ведущих семейств во флоре пригородных степей г. Орска отражают те же соотношения, что характерны для флоры степей Оренбургской области в целом [7, 8]. Наиболее крупными по числу видов семействами на территории города являются Asteraceae, Poaceae, Fabaceae, Brassicaceae, Caryophyllaceae, Chenopodiaceae и др. В процессе анализа происходило структурирование парциальных флор города, в том числе и флоры пригородных степей по следующим четырём характеристикам: жизненным формам по системе К. Раункиера, экоморфам по отношению к почвенным условиям и условиям увлажнения и эколого-географическим группам [6, 9]. Качественный анализ флоры пригородных степей по перечисленным признакам показал следующие результаты. Согласно системе жизненных форм К. Раункиера, флора пригородных степей включает следующие группы, указанные в порядке убывания количества видов: гемикриптофиты – 95 видов (55,9% от общего числа видов); терофиты – 29 видов (17% от общего числа видов); хамефиты – 21 вид (12,48% от общего числа видов); криптофиты – 14 видов (8,2% от общего числа видов), фанерофиты – 8 видов (4,7% от общего числа видов); гемикриптофиты или терофиты – 2 вида (1,2% от общего числа видов).
Экоморфы по отношению к условиям увлажнения представлены следующими соотношениями: самая большая группа – ксерофиты – включает в себя 65 видов (38,2% от общего числа видов), что характерно для степных фитоценозов, далее в порядке убывания следуют ксеромезофиты – 45 видов (26,5% от общего числа видов), мезоксерофиты – 27 видов (15,9% от общего числа видов), мезофиты – 25 видов (14,7% от общего числа видов), евксерофиты – 7 видов (4,1% от общего числа видов). В группе мезофитов часть видов представлена эфемероидами, например, представители семейства Liliaceae: Gagea bulbifera, Gagea minima, Fritillaria ruthenica, Tulipa biebersteiniana, Tulipa gesneriana. По отношению к эдафическим условиям виды распределились по экологическим группам следующим образом: мезотрофы – 82 вида (48,2% от общего числа видов); олиготрофы – 41 вид (24,1% от общего числа видов), мегатрофы – 32 вида (18,8% от общего числа видов), галомегатрофы – 11 видов (6,5% от общего числа видов), галофиты – 3 вида (1,8% от общего числа видов).
Особенности фитоценотической принадлежности видов флоры пригородных степей отражает и состав эколого-географических групп: степные – 51 вид (30% от общего числа видов); лесостепные – 47 видов (27,6% от общего числа видов); горно-степные – 22 вида (12,9% от общего числа видов); сорные – 15 видов (8,8% от общего числа видов); луговые – 12 видов (7% от общего числа видов); пустынно-степные – 10 видов (6% от общего числа видов); лесные – 1 вид (0,6% от общего числа видов). Следует отметить большую, нежели для привлеченных к нашему исследованию контрольных степных участков, долю сорных растений: 15 видов (8,8% от общего числа видов) против 8 видов (4,7% от общего числа видов во флоре загородных степей). Что касается сходства видового состава между данной флорой и флорой контрольных участков загородных степей, то коэффициент сходства видового состава (по Жаккару) [1] составил 59,6%, причем в общем для обеих флор списке оказались и сорные виды, уменьшившие тем самым долю типично степных видов. Увеличение числа сорных видов в пригородной зоне свидетельствует о большей антропогенной нагрузке. С другой стороны, наши исследования подтвердили выводы других авторов о том, что степные виды на занимаемых человеком территориях по большей части постепенно вытесняются [4]. Прежде всего, исчезают «главные» или «характеристические» представители и в основном многолетние виды ковыльной и типчаково-ковыльной степи. В связи с этим следует отметить, что из состава растительных сообществ в пригородной зоне исключаются виды, которые, в силу своих декоративных характеристик, помимо общего антропогенного давления, становятся «жертвами» сборов растений на букеты. Среди таких видов, для которых мы отметили тенденцию к уменьшению их количественных характеристик в составах описываемых нами фитоценозов, присутствуют и редкие виды. А между тем, в связи с относительной консервацией границ города, при отсутствии на многих пригородных площадях видов деятельности, полностью нарушающих природные экосистемы, данные виды могли бы длительное время сохраняться в составе пригородных степей. В Красную книгу Оренбургской области внесено 145 видов растений: 44 вида растений – в список редких и исчезающих растений Оренбургской области; 101 вид – в перечень растений, нуждающихся в особом контроле за их состоянием в природной среде области. Данный перечень включает виды растений обоих списков, встречающиеся в составе пригородных степей г. Орска. Виды из первого списка указаны первыми и даны с указанием категории редкости [5].
1. Koeleria sclerophylla P. Smirn. Тонконог жестколистный. Эндемичный вид, внесен в Красную книгу РСФСР. II категория.
2. Fritillaria ruthenica Wickstr. Рябчик русский. Уязвимый вид, эндемик флоры СНГ, внесен в Красную книгу РСФСР. III категория.
3. Tulipa gesneriana L. Тюльпан Шренка. Уязвимый вид. Внесен в Красную книгу РСФСР. III категория.
4. Iris pumila L. Касатик низкий, степные петушки, ирис карликовый. Внесен в Красную книгу РСФСР. III категория.
5. Hedysarum argyrophyllum Ledeb. Копеечник серебристолистный. Редкий декоративный вид, эндемик Южного Урала и Приуралья. II категория.
6. Tulipa patens Agardh ex Schult. et Schult. fil. Тюльпан поникающий.
7. Atraphaxis frutescens (L.) C. Koch. Курчавка кустарная.
8. Nanophyton erinaceum (Pall.) Bunge. Нанофитон ежовый.
9. Dianthus andrzejowskianus (Zapal.) Kulez. Гвоздика Андржевского.
10. Pulsatilla patens (L.) Mill. Прострел раскрытый.
11. Clausia aprica (Steph.) Korn.-Tr. Клаусия солнцепечная.
12. Limonium suffruticosum (L.) O. Kuntze. Кермек кустарниковый.
В настоящее время идет активное пополнение конспекта флоры пригородных степей города Орска в связи с продолжением и расширением данного направления исследований на его территории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Василевич В.И. Статистические методы в геоботанике / В.И. Василевич. – Л.: Изд-во «Наука», Ленингр. отд., 1969. – С. 70-156.
2. Вельц Н.Ю. Флора и растительность Южного Урала (на примере Орско-Новотроицкого промышленного узла) / Н. Ю. Вельц // Экология Южной Сибири и сопредельных территорий: материалы VII Международной научной школы-конференции студентов и молодых ученых / отв. ред. В.В. Анюшин; Краснояр. гос. ун-т. – Красноярск, 2003. – Т. 1. – С. 9-10.
3. Географический атлас Оренбургской области / пред. ред. кол. А. А. Чибилев. – М.: Издательство ДИК, 1999. – 96 с.
4. Ильминских Н.Г. Флорогенез в условиях урбанизированной среды (на примере городов Вятско-Камского края): дис. … д-ра биол. наук: 03.00.05 / Н.Г. Ильминских. – СПБ., 1992. – 483 с.
5. Красная книга Оренбургской области / под ред. А.С. Васильева. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1998. – 176 с.
6. Плаксина Т.И. Анализ флоры / Т.И. Плаксина. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2004. – 152 с.
7. Рябинина З.Н. Конспект флоры Оренбургской области. – Екатеринбург: УрО РАН, 1998. – 164 с.
8. Рябинина З.Н. Растительный покров степей Южного Урала (Оренбургская область) / З.Н. Рябинина. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2003. – 224 с.
9. Шмитхюзен И. Общая география растительности / И. Шмитхюзен / перевод с нем. В.А. Шермушенко. – М.: Изд-во «Прогресс», 1966. – 305 с.

И.В. Лупова