ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОХРАНЕНИЯ СТЕПНЫХ ЛАНДШАФТОВ КУЗНЕЦКОЙ СТЕПИ

Кузнецкая степь – это степные и лесостепные ландшафты, занимающие большую часть Кузнецкой котловины. Котловина вытянута с северо-запада на юго-восток и образует неправильной формы четырехугольник (приблизительно 250 на 100 км), открытый на северо-запад к соседней Западно-Сибирской низменности, а с трех сторон ограниченный горами: с юго-запада Салаирским кряжем, с юга Горной Шорией, с востока и северо-востока Кузнецким Алатау. Поскольку большая часть котловины заполнена угленосными осадками, ее также называют Кузнецким каменноугольным бассейном (Кузбассом). Кроме самой западной оконечности, Кузнецкая котловина располагается в административных границах Кемеровской области.
Особенности климата Кузнецкой степи выражаются максимумом атмосферного давления в зимний период и минимумом в летний, отчего зима отличается сухостью и малоснежностью. Большая часть осадков выпадает в летний период. Средняя температура января – 17,5-18?С, июля +18-19?С. Среднегодовая t от 0 на севере до +1?С на юге. В целом климат Кузнецкой котловины несколько теплее и мягче, чем на прилежащих равнинах Западно-Сибирской низменности. Среди почв преобладают разные типы черноземов, по окраинам серые лесные, по долинам рек – аллювиально-луговые [1, 2].
Собственно «степное ядро», расположенное в дождевой тени Салаирского кряжа, занимает около 40% Кузнецкой котловины северо-западную и западную ее части от подножия кряжа до р. Иня. Годовое количество осадков менее 400 мм. Степные экосистемы представлены ковыльно-разнотравными и типчаковые степями, небольшими участками каменистых степей, солонцов и солончаков. Лесистость местности, так же как и увлажненность повышается к северу, где преобладают луговые степи с березово-осиновыми колками (лесостепь) и, особенно, к востоку и югу, где в предгорьях Кузнецкого Алатау и Горной Шории лесостепь (до 500 мм осадков в год) сменяется черневой тайгой. Здесь, на юго-восточной окраине Кузнецкой котловины выпадает до 900 мм осадков.
Плодородные почвы и климат, достаточно благоприятные для развития животноводства, выращивания зерновых и огородных культур, а также богатые полезные ископаемые, способствовали развитию сельскохозяйственного и промышленного производства, и, как следствие высокой концентрации населения. Из трех миллионов жителей Кемеровской области около 80% проживает в Кузнецкой котловине – самой густо населенной и урбанизированной территории Сибири. Здесь расположено 10 наиболее крупных городов Кузбасса, в том числе г. Кемерово с населением 530 тыс. человек и г. Новокузнецк – 560 тыс.
Сегодня можно констатировать, что собственно степи как единого природного образования уже нет. Теперь это агропромышленный ландшафт: поля, окруженные полезащитными лесополосами, густая сеть поселков и дорог, угольные разрезы и шахты. Само название «Кузнецкая степь» исчезло из лексикона местного населения. В степной части Кузнецкой котловины лесистость искусственным образом увеличена за счет полезащитных и придорожных лесополос. В лесостепной части – наоборот, лесистость понизилась за счет сведения леса на значительной части пригодных для полеводства возвышенных и выровненных участках, а березняки занимают понижения, долины речек и склоны логов северной экспозиции. В настоящее время от степи остались отдельные участки, приуроченные к разного рода хозяйственным неудобьям. Именно там сохраняются многие типичные степные растения и животные. Некоторые степные виды животных вполне приспособились к обитанию в антропогенном ландшафте.
Кузнецкое степное ядро относилось к типу североказахстанских степей на возвышенно-эрозионных лессовых равнинах [3]. От основного ареала степей оно изолировано горами и лесостепью, выдвинуто далеко на север и для достаточно большого числа видов растений и животных служит северо-восточной границей распространения.
В условиях мощного антропогенного пресса, многие степные виды растений оказались на грани уничтожения и внесены в Красную книгу Кемеровской области [4]. Это: копеечник Турчанинова, солодка уральская, термопсис монгольский, чина венгерская, качим Патрэна, желтушник алтайский, кермек Гмелина, лук решетчатый, тюльпан поникающий, адонис пушистый, ковыль Залесского, ковыль пушистый, ячмень Рожевица, вероника перистая, пион гибридный, лапчатка изящнейшая, триния ветвистая, флокс сибирский, фиалка рассеченная, зизифора пахучковидная, тимьян Маршалла, эфедра односемянная и др.
Животный мир Кузнецкой степи гораздо беднее, чем в типичных североказахстанских степях, в том числе и в предалтайских, с которыми непосредственной связи нет. При этом многие из них не многочисленны и также включены в региональную Красную книгу или в ее Приложение (в него вошли виды – кандидаты в Красную книгу). Это: серый или алтайский сурок, краснощекий суслик, степная мышовка, балобан, степная пустельга, орел-могильник, степной и луговой луни. Известны залеты журавля-красавки, в последние годы появились пеганка и огарь [5].
Богаче мир степных беспозвоночных животных. Среди них необходимо отметить: южнорусского тарантула, стрекозу дедку пятноглазого, степного сверчка, хвостатого кузнечика, медляка степного, шмелей необычного и армянского, бархатницу автоноя, голубянку алексис, бражника языкана обыкновенного и др. Интересно то, что ряд теплолюбивых видов найден не в степном ядре, а по остепненным береговым обрывам коренного берега рек Томи и Кондомы. Это узорчатый полоз, обыкновенный щитомордник, лобастый сверчок, два вида муравьиных львов и др.
В Кемеровской области достаточно развита сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ), включающая заповедник «Кузнецкий Алатау», Шорский национальный парк, 15 зоологических заказников (ботанических заказников в настоящее время нет), памятники природы и др., общей площадью свыше 1400 тыс. га, что составляет около 15% территории области. Но в степном ядре нет ни одной ООПТ. Причин этому несколько: кроме высокой освоенности территории и дефицита земельных угодий, это традиционная ориентация природоохранных структур на охрану охотничьих животных. Создание региональной Красной книги со значительным числом степных видов позволяет ставить вопрос об охране их мест обитания. Сегодня главным аргументом в пользу создания ООПТ в степных районах становится сохранение биологического разнообразия. Однако этот аргумент пока плохо воспринимается административными структурами. Кроме того, необходимо признать, что в Кузнецкой степи почти не осталось значительных по площади целинных участков. Соответственно для сохранения флоры и фауны требуется создать несколько ООПТ на 10-15 мелких участках или, в идеале, одного заповедника, состоящего из многих кластерных участков, но это делает более дорогой и сложной как организацию, так и функционирование такой ООПТ.
Времени для сохранения остатков степных ландшафтов Кузнецкой степи остается все меньше. Достаточно типичным примером уничтожения степных экосистем является гора Караул (Маганак), на склонах которой обитают устойчивые популяции более 10 редких для области степных видов беспозвоночных и растений [6]. Гора является частью «тыргана» – крутого уступа Салаирского кряжа у южной оконечности Кузнецкой котловины, достигающего 100 м высоты над прилегающей равниной и расчлененного на отдельные столовые горы и останцы. Здесь расположен город Прокопьевск и в настоящее время многие из этих гор, в том числе Караул, имеющие уголь – разрабатываются или уже срыты. Реальных шансов на их спасение мало.
Другой пример – возникновение реальной угрозы уничтожения эндемика Кузнецкой котловины – олигохеты эйзении салаирской. Зоологический заказник «Нарыкский» на территории которого она обитает, в 2000 г. был упразднен под давлением новых хозяев Ерунаковского угольного месторождения (в прошлом стратегического угольного запаса СССР). В южной части бывшего заказника начались углеразработки, в северной – заготовка леса. Вопрос о создании нового заказника, ориентированного на комплексную охрану мест обитания эндемика, уже 2 года находится в начальной стадии разработки.
В настоящее время в Кузнецкой котловине сохранилось несколько ценных и относительно крупных территорий, перспективных для создания ООПТ:
- участки разнотравно-ковыльных степей в долинах рек Тарсьма, Касьма, Ур и Бачат (в Промышленновском, Ленинск-Кузнецком, Гурьевском и Беловском районах);
- озеро Ата-Анай (пруд Танаев) – берег и часть акватории древнего, заболоченного водоема у подножия Салаирского кряжа. Здесь сложился комплекс уникальных водных сообществ, место пролета и гнездования многих видов птиц водно-болотного комплекса. По северному берегу озера в урочище Сурки лежат мелкотравно-типчаковые петрофитные степи, включенные в Зеленую книгу Сибири как реликты плейстоцена [7], по южному – болота и солончаки (Промышленновский район);
- южный склон Караканских гор – сообщества степных растений, насекомых, поселения сурков, сусликов и др. Здесь ведется добыча угля и щебня (Беловский район) и некоторые другие.
В Зеленую книгу Сибири также включены:
- разнотравно-злаковые засоленные пойменные луга в долине р. Косьма как эталон коренной растительности депрессий лесостепной и степной зон Западной Сибири;
- реликты голоцена – разнотравно-осоково-типчаковые степи по южным склонам правобережных террас р. Томь, являющиеся убежищами многих редких реликтовых видов, находящихся на северном пределе своего ареала;
- злаково-разнотравные мезофильные остепненные луга дренированной лесостепи в северной части Кузнецкой котловины (Юргинский, Топкинский, Яшкинский районы), обладающие высокой продуктивностью и являющиеся эталоном коренной растительности северной лесостепи.
Серьезным препятствием для охраны природы, в том числе сохранения степных экосистем является то, что ученые экологи в Кузбассе единичны и работают в основном в Кемерово, а более активная экологическая общественность сосредоточена в Новокузнецке и с наукой «не дружит». В этой ситуации трудно противостоять мощному промышленно-финансово-административному лобби пользователей природы. В 1989 г. на волне «перестройки» одним из политических ходов, успокаивающих общественные страсти в Кемеровской области было создание ключевые ООПТ – заповедника «Кузнецкий Алатау» и Шорского национального парка. В условиях спада общественного интереса к экологическим проблемам эти вопросы, в том числе судьба степных ландшафтов Кемеровской области, мало интересует как общественность, так и профессиональных политиков. Необходимо объединять Кузбасскую общественность для решения этой проблемы. Проведение научных конференций международного масштаба и их популяризация в СМИ, деятельность «Степного бюллетеня», приобретающего всю большую известность также будут способствовать изменению отношения к степным ландшафтам в нашем регионе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Суслов С.П. Физическая география СССР. Азиатская часть. М.: Учпедгиз, 1954. – С. 138-147.
2. Атлас Кемеровской области. – Кемерово-Новосибирск, 1996. – 32 с.
3. Исаченко А.Г., Шляпников А.А. Ландшафты мира. – М.: Мысль, 1989. – С. 137.
4. Красная книга Кемеровской области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов. – Кемерово: Кн. изд-во, 2000. – 240 с.
5. Красная книга Кемеровской области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. – Кемерово: Кн. изд-во, 2000. – 280 с.
6. Скалон Н.В., Полевод В.А. Проблема сохранения уникальных экосистем в городской среде на юге Кузбасса // Проблемы сохранения биологического разнообразия Южной Сибири. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. – С. 218-219.
7. Зеленая книга Сибири. Редкие и нуждающиеся в охране растительные сообщества. – Новосибирск: Наука, 1996. – 396 с.