УДК 069.51:58 (063)

DOI: 10.24412/cl-36359-2021-389-396

 

ОПЫТ ВОССОЗДАНИЯ ОБЛИКА КРЫМСКИХ ГОРНЫХ СТЕПЕЙ В МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОЗИЦИЯХ НА ПРИМЕРЕ КАРАДАГСКОГО ПРИРОДНОГО ЗАПОВЕДНИКА

 

EXPERIENCE OF THE RECREATING OF THE CRIMEAN MOUNTAIN STEPPES IN MUSEUM EXPOSITIONS ON THE EXAMPLE OF THE KARADAG NATURE RESERVE

 

П.И. Конькова

P.I. Konkova

 

Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва, Россия

The State Biological Museum named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia

 

E-mail: polinakonkova5@gmail.com

 

Аннотация. Статья рассказывает об особенностях горных степей Карадагского природного заповедника (Юго-Восточный Крым) и об опыте создания макетов степных сообществ для экспозиций Музея истории и природы Карадага и Биологического музея. В статье описаны способы объемной сушки растений, необходимые материалы для изготовления ботанических муляжей и технология создания макетов. Воссоздание облика степных сообществ в музейных экспозициях - перспективное направление в деле охраны природы и популяризации научных знаний.

Ключевые слова: макеты степей для музеев, Крым.

 

Abstract. The article outlines the distinctive features of the Karadag Nature Reserve (South-Eastern Crimea) montane steppes and reflects on the experience of steppe communities model creating for Karadag Museum of History and Nature and Timiryazev State Biological Museum (Moscow). It discusses the techniques of plant drying, the manufacture of artificial plants and steepe models, and the materials required therefor. Museum reconstruction of steppe communities is a promising direction in the preservation of natural heritage and science outreach.

Key words: steepe models for museums, Crimea.

 

Бескрайние просторы цветущих степей знакомы далеко не каждому. Подлинное представление об истинном облике степных сообществ редко имеют даже жители степной зоны. Частично восполнить этот пробел призвана музейная экспозиция. К сожалению, воссозданные степные ландшафты в музеях естественно-научной тематики представлены довольно мало. В данной статье мы хотим поделиться своим опытом создания макетов степных сообществ для экспозиций музеев.

Горный Крым – один из немногих регионов Европы, где еще сохранились участки горных степей. В связи с увеличивающейся рекреационной нагрузкой, наблюдающейся в Крыму в последние годы, для сохранения природных ландшафтов особенно возрастает роль заповедных территорий. Карадагский природный заповедник – одна из жемчужин Юго-Восточного Крыма. В 2004 году, после реконструкции, была открыта новая экспозиция Музея истории и природы Карадага. Автору данной статьи довелось стоять у истоков ее создания, а именно – стать автором и создателем ее ботанической части. В экспозиции были представлены все типы растительности Карадага, первыми среди них стали степи.

Карадагский природный заповедник расположен в северо-восточной оконечности Крымских гор, в 16 км от Феодосии и 20 км от Судака. Горный массив Карадаг представляет собой систему коротких и сильно расчлененных эрозией хребтов и неоднороден в геологическом отношении. Северо-западная часть – известняковая – представляет собой восточные отроги Главной гряды Крымских гор. Юго-восточная – остатки потухшего вулкана – является единственной в Крыму вулканической областью.

Растительный покров заповедника отличается разнообразием и мозаичностью. Карадаг является местом контакта распространенных западнее сплошными массивами субсредиземноморских лесов и простирающихся восточнее по холмам степей [1, 2, 6]. Эти два зональных типа растительности, нередко нарушенные хозяйственной деятельностью человека, в заповеднике преобладают по площади, создавая, в целом, лесостепной ландшафт. Степи занимают около четверти территории заповедника. Они приурочены к некрутым склонам (5-20°) различной экспозиции и плоским вершинам с маломощными черноземовидными и остепененными коричневыми щебнистыми почвами и поднимаются до высоты около 350 м н.у.м.

Заповедный режим был введен на Карадаге в августе 1979 года. До создания заповедника растительность Карадага, как и всей территории Восточного Крыма, испытывала сильные антропогенные нагрузки (вырубка лесов, выпас и сенокошение, сжигание прошлогоднего травостоя, рекреационные нагрузки). Демутационные смены растительности, начавшиеся с введением заповедного режима, в степях происходят довольно быстро по сравнению с другими растительными сообществами, особенно на пологих участках и склонах северной экспозиции. Проведенное нами обследование состояния степных формаций в 2001-2002 гг. подтвердило положительную динамику этого процесса, показало прогрессирующее снижение участия однолетников и сорных элементов [4].

Карадагские степи представлены формациями ковыля понтийского (Stipa pontica), типчака (Festuca callieri и F. rupicola), костреца каппадокийского (Bromopsis cappadocica), житняка (Agropyron ponticum и A. pectinatum), пырея (Elytrigia nodosa, E. elongata), реже – ковылей волосистого и Лессинга (Stipa capillata, S. lessingiana) [1]. Степные сообщества образуют между собой и вторичными группировками однолетних эфемеровых злаков многочисленные экотонные сообщества [1, 3]. Многие виды растений входят в состав почти всех вариантов степей [3].

Наибольшие площади в заповеднике занимают настоящие степи: разнотравно-ковыльно-типчаковые, разнотравно-ковыльные и разнотравно-злаковые [3]. Они приурочены к вершинам и пологим склонам различной экспозиции. Проективное покрытие травостоя (П/П) в них составляет 70-85%, нередко хорошо выражен мохово-лишайниковый ярус. Травостой настоящих степей характеризуется полным господством многолетних засухоустойчивых растений, среди которых преобладают плотнодерновинные злаки (рисунок 1). В относительно увлажненных экотопах (лесные поляны, склоны северной экспозиции) распространены фрагменты луговых степей, отличающихся повышенным участием мезоксерофитного разнотравья (рисунок 2). В значительной мере они являются вторичными сообществами, влияние на которые оказал выпас [5].

На крутых каменистых склонах, лишенных достаточно развитых почв, распространены петрофитные степи – различные группировки с преобладанием петрофитов в долговременных сукцессиях растительности низкогорно-лесостепного пояса (рисунок 3). Травяной покров этих фитоценозов разрежен: П/П не превышает 60%.

Ограничивающим фактором при создании музейных экспозиций являются, как правило, небольшие экспозиционные площади, на которых нужно представить все многообразие растительных сообществ. Поэтому при сохранении научной достоверности приходится прибегать к некоторым обобщениям. Так, количество видов и экземпляров растений на единицу площади на макетах не обязательно соответствуют значениям этих показателей в реальности. Работая над экспозицией, мы придерживались принципов:

1. Научность.

2. Наглядность.

3. Эстетичность.

В экспозиции Музея истории и природы Карадага было представлено два макета степей: разнотравно-типчаково-ковыльные и петрофитные. Эти макеты демонстрируют облик наиболее характерных степных сообществ заповедника в первой половине июня (рисунки 4, 5).

 

Рисунок 1. Разнотравно-типчаково-ковыльная степь.

 

Рисунок 2. Луговая степь.

 

Рисунок 3. Петрофитная степь.

 

 

Рисунок 4. Макет разнотравно-типчаково-ковыльной степи.

 

 

 

Рисунок 5. Макет петрофитной степи.

 

Подготовленные растения монтировались на основу из пеноплекса, покрашенную в соответствующий цвет по образцу натурального грунта. Нижний ярус представляют высушенные лишайники и мхи.

Злаки, составляющие основу травостоя в степных сообществах, фиксировались методом объёмной сушки на воздухе, ковыли перед сушкой обрабатывались аэрозольным лаком. Для фиксации представителей разнотравья применялись различные способы. Достаточно жёсткие растения прекрасно сохнут на воздухе в подвешенном перевёрнутом виде (Sidertis taurica, S. montana, Stachys cretica) или просто на горизонтальной поверхности (Xeranthemum annum, X. cylindraceum, Achillea nobilis, Centaurea orientalis, C. salonitana, Carthamus lanatus, Asphodeline taurica, Dianthus capitatus, D.marschallii, Jurinea sordida, Eryngium campestre, Crinitaria villosa, Thymus sp.). Для растений с более мягкими листьями и стеблями хорошо подходит объемная сушка в коробках с наполнителем, в качестве которого использовались манная крупа и силикагель (Teucrium chamaedrys, T. polium, Linum nervosum, Convolvulus cantabrica, Artemisia alpina). Для некоторых растений (например, Hypericum perforatum) использовался способ фиксации в глицерине. (Растения ставятся в смесь глицерина с водой и выдерживаются до изменения зеленой окраски на бурую. Глицерин в растении постепенно заменяет воду, в результате чего растение сохраняет эластичность, что облегчает его последующую покраску). Плоские и мясистые листья Iris pumila сушились при помощи утюга.

Зафиксированные различными способами растения подкрашивались, даже если при сушке они сохранили зеленую окраску, так как через некоторое непродолжительное время растения все равно выцветают. Для окрашивания растений с достаточно гладкой поверхностью хорошо подходят акриловые краски, иногда акварель. Преимуществами этих красок являются отсутствие запаха и быстрое высыхание. Но при окрашивании растений с опушенными листьями и стеблями возникают определенные сложности. В таких случаях подходят способы окрашивания разведенными акриловыми красками при помощи аэрографа или готовыми нитрокрасками из аэрозольных баллончиков, а также кисточкой масляными красками, сильно разведенными в керосине. Последний способ был нам порекомендован сотрудниками Ботанического музея г. Киева.

Метод объемной сушки (или обработки в глицерине) позволяет зафиксировать вегетативные части многих видов растений, однако засушить подходящим образом цветки, как правило, не удается. При сушке даже в специальных наполнителях цветки большинства видов растений не только теряют цвет, но и сильно уменьшаются в размерах. Поэтому для большей наглядности макетов целесообразнее заменять натуральные цветки выполненными с натуры ботаническими муляжами. Так, в процессе подготовки ботанической экспозиции Музея истории и природы Карадага были изготовлены ботанические муляжи цветков следующих видов степных растений: Dianthus capitatus, D.marschallii, Centaurea orientalis, C. salonitana, Stachys cretica, Hypericum perforatum, Achillea nobilis, Convolvulus canthabrica, Linum nervosum, Teucrium chamaedrys.

Лепестки околоцветника изготовлялись из пергамента различной толщины, кальки, тонкой шелковой ткани. Для тычинок и пестиков использовались тонкие шелковые нити и мононить (тонкая леска, используемая в бисероплетении), а также самозатвердевающая пластика. Разные части цветков склеивались между собой при помощи клея Момент Кристалл. Соцветия тысячелистника делались из писчей бумаги и поролона.

В некоторых случаях способы объемной сушки не подходят и для фиксации вегетативных органов растений. В первую очередь, это относится к луковичным эфемероидам, содержащим достаточно большое количество воды. В таких случаях натуральные растения заменялись муляжами целиком. Так, для петрофитной степи был изготовлен муляж лука круглого (Allium rotundum), а для разнотравно-типчаково-ковыльной – птицемлечника понтийского (Ornithogalum ponticum). Материалы: тонкая проволока, мононить, пергамент, самозатвердевающая пластика, полимерная глина, латексный клей, клей Момент Кристалл, клей-пистолет. Технология разрабатывалась в процессе изготовления.

В разнотравно-типчаково-ковыльной степи муляжом был заменен также шалфей дубравный (Salvia nemorosa) (рисунок 6), так как ни один из способов объемной сушки этого растения не дает должных результатов. Его листья при выслушивании сильно уменьшаются в размерах, и облик растения искажается. При создании муляжа шалфея был разработан и применен новый способ изготовления листьев – лепка из полимерной глины с использованием отпечатков натуральных листьев. Для создания ощущения опушенности листья поверх краски (акрил) припудривались пастелью. Стебель был изготовлен из флористической проволоки и полимерной глины, соцветие – из пергамента и мононити.

 

Рисунок 6. Муляж шалфея дубравного в экспозиции.

 

В сентябре 2020 года в Москве, в Государственном биологическом музее им. К.А. Тимирязева, открылась выставка «Карадаг заповедный». Выставка расположилась в двух больших витринах, представляющих сухопутную часть заповедника и его акваторию. Центральной частью витрины, представляющей сушу, стал макет степной и скальной растительности Карадага (рисунки 7, 8). В этом макете разнотравно-типчаково-ковыльная степь на пологом участке склона через петрофитную на более крутом постепенно переходит в разреженную растительность скал и каменистых обнажений.

 

Рисунок 7. Левая витрина выставки «Карадаг заповедный».

 

Рисунок 8. Макет степной и скальной растительности Карадага.

При создании макета использовались отработанные ранее методики. Основа для степной части была изготовлена из пеноплекса, а для изображения скальных выходов использовалась монтажная пена. Пеноплекс был покрыт тонким слоем папье-маше, поверх которого был наложен слой клея ПВА, смешанного с грунтом. Покраска производилась акриловыми красками при помощи аэрографа.

В степной части макета было представлено 9 видов злаков и 18 видов разнотравья. Были изготовлены муляжи цветков 10 видов растений. Один вид – шалфей дубравный (Salvia nemorosa) был заменен муляжом целиком.

Макет степной и скальной растительности Карадага на выставке располагается в витрине на фоне живописного задника, что усиливает впечатление достоверности.

Изготовление ботанических муляжей, без которых трудно обойтись при воссоздании достоверного облика степных сообществ, процесс очень трудоемкий. Зато довольно многие степные растения хорошо фиксируются методом объемной сушки. Поэтому, в целом, воссоздание облика степных сообществ в экспозициях музеев естественно-научной тематики можно считать перспективным направлением в деле популяризации научных знаний.

 

Список литературы

1. Дидух Я.П., Шеляг-Сосонко Ю.Р. Карадагский государственный заповедник. Растительный мир. Киев: Наук. думка, 1982. 152 с.

2. Зоны и типы растительности России и сопредельных территорий. Масштаб 1:8000000. Пояснительный текст и легенда к карте. Москва, 1999. 64 с.

3. Карадаг заповедный: научно-популярные очерки / Под ред. А.Л. Морозовой. Симферополь: Н. Орiанда, 2011. 288 с.

4. Конькова П.И., Каменских Л.Н., Пименова М.Е. Современное состояние степных сообществ Карадагского заповедника (Юго-Восточный Крым) // Степи Северной Евразии: Материалы третьего междунар. симп. Оренбург, 2003. С. 284-286.

5. Миронова Л.П. Эколого-биологическая структура и динамика растительных сообществ Карадагского заповедника: Автореф. дисс. … канд. биол. наук. Днепропетровск, 1991. 17 с.

6. Миронова Л.П., Каменских Л.Н. Сосудистые растения Карадагского заповедника. Флора и фауна заповедников. Вып. 58. М., 1995. 104 с.