В рамках проекта Российского научного фонда (РНФ)№ 25-17-00020 и Института степи УрО РАН «Разработка технологических схем экологической оптимизации ландшафтов степной зоны (принципиальные подходы и решения на примере модельных территорий» в сентябре 2025 года изучалось разнообразие элементов лесомелиоративного каркаса Целинного округа Курганской области.

Участники экспедиции с работниками Целинного участкового лесничества
В ландшафтном отношении все пространство расположено к северу от реки Уй, входит в состав южной подзоны Зауральской лесостепи. Целинный муниципальный округ, расположенный на юго-западной окраине Курганской области, в 50 – 60 годы прошлого столетия стал ареной масштабной распашки целины – пастбищных и сенокосных угодий.

Карта Целинного муниципального округа Курганской области
К началу 90-х годов лесистость района составляла около 10% и была представлена пойменными лесами по рекам Уй и Тобол, берёзово-осиновыми колками на недренированных и слабодренированных междуречьях, сосново-мелколиственными лесами и сосновыми борами на плакорах и надпойменных террасах рек Уй и Тобол, а также небольшими по площади разнообразными полезащитными, придорожными и селитебными насаждениями. Среди них выделяются культуры сосны массивной и линейной структуры, которые создавали в 20 веке, особенно активно с 50-х годов.

Гороховский сосновый бор в Целинном муниципальном округе

Березовый лес на правобережье р. Уй

Полезащитная лесополоса в окрестностях с. Казак-Кочердык
Своеобразным феноменом современных лесопокрытых пространств округа являются леса самосевного происхождения, которые возникли на брошенных пахотных и сенокосных угодьях, а также на степных пастбищах в отсутствие выпаса копытных домашних животных. Многие тысячи гектаров бывших сельхозугодий района в настоящее время заняты молодыми сосновыми, сосново-березовыми и березовыми лесами и редколесьями, возраст которых достигает 25 – 30 лет. Однако эти территории продолжают числиться землями сельскохозяйственного назначения, либо относятся к неустановленной категории земель.

Самосев сосны на бывших сельхозугодьях у с. Казак-Кочердык
Натурное обследование современной лесопокрытой площади района, консультации с работниками лесного хозяйства и руководителями фермерских хозяйств, сравнение карт сельхозугодий 70-х – 80-х годов с космическими снимками территории последних лет позволили выявить одну из главных экологических проблем землеустройства Целинного муниципального округа, без решения которой невозможно приступить к решению главной задачи проекта по экологической оптимизации ландшафтов района.

Самосев сосны на сенокосных угодьяхв окрестностях с. Сетово
Молодые леса распространились в основном на пахотные земли, заброшенные либо вследствие низкой продуктивности, либо из-за невостребованности. С одной стороны, сельскохозяйственное использование таких земель часто нерентабельно и представляется возможным их облесение, с другой стороны, собственник заброшенных земель может понести ответственность за неудовлетворительное содержание участков и неиспользование их для сельскохозяйственного производства.

Самооблесение пашни близ оз. Долгое
В последние годы владельцы и арендаторы сельхозугодий, на которых в результате самосева вырос молодой «природный» лес, озадачены проблемой восстановления утраченной пашни, во избежание штрафных санкций вынуждены проводить весьма затратные мероприятия по раскорчевке и уничтожению «новых» молодых лесных массивов. Попытки перевести заросшие лесом сельскохозяйственные угодья в категорию лесных земель и снятия их с хозяйственного баланса, предпринимаемые отдельными землепользователями, ввиду отсутствия чёткого, юридически отработанного государственного механизма, не приводят к желаемому результату. При этом на уровне лесничеств во исполнение планов проведения лесовосстановительных работ, без предварительных «реабилитационных» мелиоративных мероприятий, продолжаются высадки лесных культур на деградированных (засолённых и пр.) землях, сопровождающиеся низкой приживаемостью саженцев и практически нулевой эффективностью.

Возвращение земель в сельскохозяйственный оборот после раскорчёвки самосевного березового леса

Раскорчёванный самосевный сосновый лес близ оз. Долгое
Так нужно ли рубить лес, выросший на малопродуктивных для полевых культур сельскохозяйственных угодьях, и ценой неимоверных усилий и финансовых трат выращивать на повторноотвоёванных у природы землях пшеницу, довольствуясь экономически нецелесообразными урожаями? Какими должны быть масштабы такой работы? В качестве научно-практической гипотезы участники экспедиции рассматривают вариант оставить выбор за природой – не корчевать лес на некогда выведенных из оборота сельскохозяйственных землях и выращивать зерновые и другие культуры на высокоплодородных участках, отзывающихся высокими урожаями на внедрение наукоёмких природоподобных агротехнологий, гарантированно обеспечивающими продовольственную безопасность населения.

Высокоурожайное пшеничное поле на плодородных землях КФХ Волкова В.А.
Этот вопрос является одним из важнейших, стоящих перед участниками проекта РНФ.
Академик РАН А.А. Чибилёв
Инженер Р.Р. Садертдинов
Профессор Ю.А. Гулянов
С.н.с Ю.А. Падалко