Как защитить ООПТ от бизнеса и законодателей?

09.10.2024

2 октября в Общественной палате РФ состоялись нулевые чтения законопроекта «О внесении изменений в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и статью 59 ФЗ «Об охране окружающей среды». Академик А.А. Чибилёв выступил в качестве эксперта на слушаниях.

Выступление академика А.А. Чибилева:

«В марте будущего года исполняется 30 лет со дня принятия Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях» (№33-ФЗ от 14.03.1995 г.). Несколько лет назад было подсчитано, что за эти годы в Закон было внесено 45 поправок и дополнений, направленных на ослабление природоохранного режима, разрешающих разнообразную хозяйственную деятельность, позволяющих без экологической экспертизы вести строительство линейных сооружений промышленной инфраструктуры и т.д. К этому следует добавить, что за почти 30 лет мы имеем массу фактов и свидетельств утраты объектов ландшафтного и биологического разнообразия на федеральных и региональных ООПТ.

Постоянная Природоохранительная комиссия Русского географического общества полностью поддерживает Заключение Экспертного совета по заповедному делу по новому проекту ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». К списку утраченных объектов природного наследия, указанных в Заключении, включая уничтожение последних дубрав в пойме реки Волги, считаю необходимым добавить настоящую экологическую трагедию внутри национального парка «Бузулукский бор», когда вопреки уже согласованному проекту организации ООПТ в недрах Минприроды появились документы, разрешающие масштабную добычу нефти в центре уникального лесного массива. В 1972 году, когда еще не было Комитета по охране окружающей среды и МПР, по инициативе региональных властей нефтяники ушли из бора. В 2014 году МПР РФ в одностороннем порядке, без экологической экспертизы позволило нефтяной компании войти в самое сердце уже созданного национального парка. В настоящее время научные учреждения делают все, чтобы уменьшить потери ландшафтного и биологического разнообразия. Все это убеждает нас в том, что департамент по ООПТ должен быть выведен из состава МПР как независимое федеральное Агентство по заповедному делу и ООПТ. Еще раз считаю необходимым сказать, что в настоящее время федеральные и региональные ООПТ оказываются беззащитными перед бизнесом и законодателями.

Выводы:

  1. Можно согласиться, что в существующей системе ООПТ, особенно региональных, есть проблемные неудачно спроектированные объекты. Их нужно выявлять и изучать. Но их судьбу нужно решать не по первому требованию бизнеса и заинтересованных ведомств, а на основе тщательной независимой многоуровневой экологической экспертизы. При этом нужно обязательно компенсировать утраченные объекты новыми ценными объектами, которые до сих пор еще не получили достойного природоохранного статуса.
  2. Предлагается, в связи со сложившейся многолетней практикой ослабления защищенности ООПТ, обратиться в Госдуму РФ и к Председателю Правительства РФ от Экспертного совета по заповедному делу Общественной палаты РФ с просьбой объявить мораторий на дальнейшую волюнтаристскую ревизию ФЗ «Об особо охраняемых территориях».