Если убрать с лица Земли леса, очень скоро исчезнет и всё остальное. И дело не только в том, что без «лёгких планеты» всё живое задохнётся – изменится климат, на Землю обрушатся наводнения, вымрут миллионы животных и растений. Казалось бы, такого произойти не может никогда, но если не присматривать за лесом, рано или поздно он не сможет больше себя поддерживать – слишком много опасностей ему грозит со стороны человека.
Первым, кто задумался о необходимости контролировать поведение человека по отношению к лесу, был Пётр Великий. Увлечённый корабельным делом государь быстро смекнул, что неуёмная рубка может рано или поздно полностью уничтожить сосну и дуб, необходимые для строительства судов. Поэтому император озаботился созданием указов, запрещающих вырубать определённые породы деревьев – дуб, сосну, лиственницу, клён и вяз. Нарушителям грозило суровое наказание, от штрафа до смертной казни, даже использование дубового валежника каралось высылкой на каторгу. Поскольку за соблюдением указов кто-то должен был следить, Пётр повелел создать вальдмейстерскую службу – приписанные к Вальдмейстерской канцелярии работники были, по сути, первыми специалистами в области лесного хозяйства. Именно они отвечали за то, чтобы никто не покушался на заповедные леса. Помимо вырубки, лес надлежало защищать от пожаров – именно при Петре была сформулирована первая «инструкция по технике противопожарной безопасности», и для собственного блага, стоило её придерживаться, поскольку за поджог тоже можно было поплатиться жизнью.
Опушка Шулаевского леса
В настоящее время корабли делают, в основном, из металла, но необходимость заботиться о лесах ничуть не уменьшилась. Вырубка в наше время достигла таких масштабов, какие Петру и в страшном сне не могли привидеться, за поджог больше никто смертной казнью не карает, кроме того, появились неочевидные опасности, такие как воздействие вредных производств. Именно поэтому деятельность людей, занимающихся лесами, становится всё более важной. "К сожалению, лесная служба, созданная еще Петром I и во время Екатерины II, относительно успешно функционировавшая в советское время, сейчас практически ликвидирована, – комментирует текущую ситуацию научный руководитель Института Степи УрО РАН Александр Чибилёв. – Леса остались без хозяина. Можно спокойно заехать в любой лес, не встретив ни шлагбаумов, ни служителей. Во многих регионах страны леса переданы арендаторам, главная цель которых – вырубать и продавать лучшую древесину". Самое время задуматься о последствиях такого положения вещей и принять меры.
О роли старовозрастных лесов и необходимости их существования люди стали задумываться сравнительно недавно – даже в лесотехнических вузах ещё учат, что старые дуплистые деревья необходимо уничтожать как источник патогенной флоры. А ведь эта флора обеспечивает биоразнообразие, не говоря уже об огромном количестве насекомых, птиц и животных самого разного калибра, от белок до гималайских медведей, которым такие деревья служат жильём.
"Как специалист по степям и заповедному делу, я бы сказал, что основные проблемы леса видятся следующими.
Во-первых, деградация породного и возрастного состава наших лесов. На протяжении почти трёх столетий у нас вырубаются лучшие леса, а на их местах создаются искусственные посадки, как правило, частоколы, одновозрастные, при нарушении почвенного покрова, без создания оптимального соотношения древесных пород. Мы практически потеряли самые ценные для поддержания устойчивости лесных экосистем старовозрастные насаждения.
Во-вторых, в условиях изменяющегося климата, нам нужно сохранить лесные форпосты на южных пределах произрастания древесных пород. Это важно для того, чтобы избежать так называемого опустынивания.
В-третьих, наши леса давно находятся под воздействием человека и его хозяйственной деятельности. Это означает, что они должны управляться человеком. А для этого необходима лесная служба – достаточный и профессиональный контингент работников леса – лесников. Не чиновников, сидящих в министерствах и ведомствах, а настоящих лесников, осуществляющих лесной надзор".
Вице-президент РГО, председатель Постоянной Природоохранительной комиссии, научный руководитель Института Степи УрО РАН Александр Чибилёв
Помимо видового биоразнообразия, старовозрастные леса оказывают заметное влияние на климат – деревья и другие растительные виды обеспечивают испарение воды, которое в свою очередь формирует восходящие воздушные потоки, что влияет на облачность и круговорот воды в целом. Тень и влажность под сенью деревьев препятствует перегреву и переохлаждению почвы, которую защищает также толстый слой палой листвы и хвои – с учётом того, какую площадь занимают леса на планете, в конечном счёте это влияет на уровень потепления в целом.
В 2016 году жители Приморья пострадали от жестокого наводнения, виной чему послужила хищническая заготовка древесины в объёмах, превышающих допустимые в два, а то и в четыре раза. В итоге, деревьев, укрепляющих почву и склоны, попросту не хватило – вода стала уходить в реки куда быстрее, чем могла бы, задерживай её более плотные насаждения. Это и привело к катастрофе.
Северный район - Бакаевский лес
В такой сложной экосистеме, как лес, всё взаимосвязано: пострадали от пожаров и вырубки кедрово-широколиственные леса – стало мало желудей и орехов – не хватило пищи копытным, которые начали гибнуть от голода, – не на кого охотиться тиграм. А есть ещё мелкие животные, на которых это тоже влияет. Есть сотни видов грибов, мхов и лишайников, которые способны извлекать из атмосферы, связывать и удерживать значительное количество азота и углекислого газа, очищая таким образом воздух. Чем меньше их становится, тем сильнее нарушается природный баланс.
Единственный способ сохранить старовозрастные леса – сделать места, где они произрастают, заповедными. Пока всего 6,5% таких лесов находятся под охраной, остальные страдают от вырубки, пожаров, неумелого хозяйствования арендаторов. "Администрациям федеральных ООПТ стоит смириться с тем, что для поддержания заповедного режима необходимо отказаться от всех видов хозяйственной деятельности, особенно туризма, – убеждён Александр Чибилёв. – В национальных парках в специальных лесохозяйственных и рекреационных зонах виды хозяйственной деятельности должны быть строго регламентированы и проходить государственную экологическую экспертизу".
В первозданном виде на данный момент сохранилось не более одной пятой российских лесов – наша страна входит в тройку мировых лидеров по скорости и масштабам их уничтожения. Каждый год из-за строительства дорог, рукотворных пожаров, добычи полезных ископаемых и древесины исчезает свыше 1,5 миллионов гектаров первозданных лесов, и есть риск уже через 80 лет утратить их полностью.
Помимо сохранения вековых лесов, хорошо было бы компенсировать ущерб, нанесённый массовой заготовкой древесины. Если уж Петру I было не зазорно возиться с желудями, рассчитывая обеспечить потомков дубравами, почему бы и нам не насадить новый лес. Но делать это нужно грамотно.
"Для этого существует лесная наука. Кстати, классический труд «Учение о лесе» был написан более 100 лет назад русским ученым Георгием Морозовым (1867-1920), одним из учредителей Постоянной Природоохранительной комиссии Императорского Русского географического общества. Я выделю два момента:
а) леса следует восстанавливать на основе природоподобных технологий, т.е. лесокультурные насаждения должны быть по породному и возрастному составу максимально приближены к естественным;
б) необходимо создавать леса и учитывать мероприятия, предусматривающие их защищённость от опустошающих пожаров".
Вице-президент РГО, председатель Постоянной Природоохранительной комиссии, научный руководитель Института Степи УрО РАН Александр Чибилёв.
Российские леса – это примерно одна пятая часть всех зелёных насаждений на планете. И пока ещё у нас сохранились дикие дебри и нетронутые массивы, где комфортно себя чувствуют редкие виды птиц и животных.
С полным текстом интервью можно ознакомиться на сайте РГО https://www.rgo.ru/ru/article/kto-i-kak-spasaet-rossiyskiy-les