Учёные помогут избежать конфликта между сайгаками и фермерами в Заволжье

27.09.2021

В Южном Заволжье сейчас держится не менее нескольких тысяч сайгаков, большая часть которых — молодые животные, родившиеся нынешней весной и в прошлом году. По косвенным признакам видно, что в регионе нет массового браконьерства, несмотря на потенциальный "конфликт" между степными антилопами и местными фермерами. Таковы предварительные результаты исследований в рамках проекта, который проводится при финансовой поддержке Русского географического общества Институтом степи Уральского отделения РАН. В работах также принимают участие сотрудники Института географии РАН, Саратовского национального исследовательского университета и WWF России.

Молодой самец сайгака в Александрово-Гайском районе Саратовской области. Фото И.Смелянского

Одной из главных задач проекта является поиск компромиссного решения, при котором сайгаки и местные жители смогут спокойно существовать рядом друг с другом. Исследованием охвачено восемь муниципальных районов Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей. Это приграничные районы, выходящие к российско-казахстанской границе.

Сайгак — степная антилопа, единственный из ключевых видов диких копытных, все ещё сохраняющий своё экосистемное значение в степях западнее реки Урал. Популяция сайгака, обитающая между Волгой и Уралом, как и все остальные популяции вида, пережила катастрофическое сокращение численности и ареала на рубеже XX и XXI веков. Причиной этого стало появление коммерчески мотивированного массового браконьерства ради добычи рогов. Высокий спрос на них существует в Китае и других странах, где распространена традиционная китайская медицина. Второй важной причиной, видимо, стали глубокие изменения в пастбищном скотоводстве, произошедшие в 1990-е годы. 

По Волго-Уральскому междуречью проходит российско-казахстанская граница. В период депрессии сайгаки почти совсем перестали появляться в российском степном Заволжье. Их миграционные пути и места сезонных концентраций находились полностью в пределах Казахстана. Но по мере восстановления популяции в последние десять лет антилопы всё чаще и во всё большем количестве заходят на российскую территорию, в приграничные районы Астраханской, Волгоградской и Саратовской областей. Наиболее массовый за последние годы заход произошёл в прошлом, 2020 году. На пике численности, в июне прошлого года, в пределах России находилось порядка 40–50 тысяч сайгаков. Для сравнения: численность популяции сайгака Северо-Западного Прикаспия, обитающей в Нижнем Поволжье на правобережье Волги, полностью в пределах России, на протяжении последнего десятилетия оставалась существенно ниже 10 тысяч особей и только в последний год превысила этот порог. 
По совпадению, как раз в 2020 году сайгак был внесён в Красную книгу Российской Федерации. Ещё раньше он попал в Красные книги трёх упомянутых областей Поволжья. За браконьерскую добычу сайгака и торговый оборот его частей и производных Уголовным кодексом РФ установлена особо суровая ответственность.  
Казалось бы, надо радоваться многократному росту численности в России редкого охраняемого животного. Но массовые заходы сайгака породили возмущение местных фермеров и, в меньшей степени, скотоводов, особенно в северной, более распаханной, части региона. Тысячные стада сайгаков поневоле вытаптывают поля, в поисках влаги поедают зелёные всходы озимых, конкурируют со скотом за водопои. Владельцы полей пытаются выгнать антилоп, пугая их шумом и движением автомашин. Такое намеренное беспокойство не может не приводить к гибели части животных при паническом бегстве, а особенно в период отёла, когда в стаде много новорождённых сайгачат. Эти противоречия между сайгаками и людьми стали причиной изучения ситуации учёными.

Сайгаки на стерне на востоке Палласовского района Волгоградской области. Фото И.Смелянского

В 2021 году приграничные районы Волгоградской и Саратовской областей изучили две экспедиции. Первая — с 1 июня по 20 августа, вторая — в начале сентября. В течение последних десяти дней рабочий маршрут проходил по пяти муниципальным районам и составил около 1200 километров. На протяжении маршрута учёные обследовали несколько участков концентрации сайгаков, в которых они остаются до сих пор после массовых заходов в мае-июне. Примерно в 80 пунктах выполнены описания растительности, проведены визуальный подсчёт антилоп и оценка количества оставленных ими экскрементов, собраны материалы для выяснения состава кормов. По количеству экскрементов можно судить о степени концентрации животных на данной территории. Летние и зимние экскременты различаются, поэтому можно получить сведения и о пребывании здесь сайгаков в зимний период. Дополнительно проведён сбор сведений в беседах с местными жителями и специалистами. Данные, полученные в ходе экспедиций, ещё предстоит обработать. Пока можно отметить, что в обследованной части региона сейчас держится не менее нескольких тысяч сайгаков. Значительную долю среди них составляют молодые животные, родившиеся весной этого года и в прошлом году. Они редко образуют большие скопления, в основном встречаются группами и небольшими стадами от трёх-четырёх до 150 голов. Сайгаки пасутся в житняковых и острецовых степях, полынниках, на стерне убранных полей, поедая свежие всходы сорняков, посещают водопои у животноводческих точек. По косвенным признакам удалось установить, что в регионе нет массового браконьерства.

В дальнейшем предстоит нанести занятые сайгаком участки на карту, определить наиболее посещаемые ими места. Эти данные объединят с результатами ранее проведённых опросов местных жителей и специалистов, дополнят пространственным анализом размещения ферм, возделываемых полей, оросительных каналов и других созданных человеком элементов агроландшафта и линейной инфраструктуры, а также материалами изучения растительности методом дистанционного зондирования из космоса, переданных Институтом космических исследований РАН. Важным направлением "примирения" сайгака с фермерами должно стать создание новых и повышение эффективности существующих в регионе особо охраняемых природных территорий. В обеих областях предварительно намечены участки, где такие территории необходимы и могли бы быть созданы.

Оригинал статьи на сайте Оренбургского регионального отделения РГО