Утраченное наследие сельской местности Оренбургского Подуралья

27.08.2021

Одним из направлений экспедиционной деятельности сотрудников отдела социально-экономической географии Института степи является исследование современного состояния заброшенных сельских поселений на территории Оренбургской области. К задачам подобных исследований, на фоне развития процессов сжатия освоенного пространства в степной зоне, характеризующегося сокращением численности сельского населения и количества сельских населенных пунктов, можно отнести: оценку тенденций к исчезновению, уровня сохранности и стадии исчезновения; разработку классификации исчезнувших населенных пунктов; изучение предпосылок к исчезновению; анализ особенностей природопользования в окрестностях и выявление причин сворачивания хозяйственной деятельности; разработку пространственно-временной геоинформационной базы исчезнувших населенных пунктов.

На основе собранного в ходе экспедиционных выездов материала с помощью ГИС предполагается создание карт, наглядно демонстрирующих масштаб и географию исчезнувших и исчезающих населенных пунктов Оренбургской области.

Найти исчезнувший населенный пункт можно по топографическим картам Генштаба СССР. Как правило, они именуются там как урочища, обозначаются курсивом, указываются как нежилые (нежил.) или развалины (разв.). Как правило, возле каждого населённого пункта на карте значком обозначено кладбище.  

Фрагмент топокарты (источник: https://satmaps.info)

Упраздненное поселение можно обнаружить на космоснимке.

Луговской

Воздвиженка

Браиловка

Бурта

Троицкий

Кулыксай

По ряду косвенных признаков на спутниковых изображениях от Google, Яндекс, Bing можно достаточно точно определить исчезнувшее поселение: линейные объекты контуров фундаментов построек, включая животноводческие фермы (эти строения  хорошо различимы на космоснимке), заросшие просёлочные дороги (едва заметные на космоснимке), ведущие к бывшему населённому пункту, различимые контуры культурных посадок (к примеру, для плодовых деревьев характерна схематическая посадка и междурядная обработка). Нередко исследовательские маршруты по следам утраченных поселений можно сочетать с посещением интересных и живописных природных и историко-культурных объектов. Такие маршруты могут быть интересны туристам и путешественникам, желающим познакомиться с утраченным наследием, природой, историей и культурой своего края.

В ходе экспедиции были посещены Кзыладырское карстовое поле, Покровские меловые горы и расположенные на маршруте между ними 9 населенных пунктов, исчезнувших или имеющих тенденцию к исчезновению. В 1 км к северу и востоку от с. Луговской расположен значительный в Оренбуржье, как по площади, так и по разнообразию карстовых форм памятник природы регионального значения Кзыладырское карстовое поле. Данный объект является комплексным (геолого-геоморфологическим, гидрогеологическим, ландшафтным и ботаническим) памятником природы, площадью 3600 га. На Кзыладырском поле находятся более 20 карстовых пещер протяженностью более 30 м.

Одна из популярных пещер карстового поля носит название «Конфетка», протяженностью около 150 метров.

Покровские меловые горы представляют собой изрезанный логами правый коренной склон долины речки Белой у с. Покровка, сложенный писчим мелом, который образовался в море маастрихтского века мелового периода. Урочище является ландшафтным памятником природы, где произрастают редкие виды кальцефитной флоры. Переработка мела осуществлялась на заводе, на котором трудились заключенные из расположенной рядом тюрьмы. На сегодняшний день завод заброшен.

В некоторых населенных пунктах участниками экспедиции проведены беседы с местными жителями. В ходе беседы выяснилось, что на месте исчезнувшего села Бурта Акбулакского района проживает фермер в новострое. Он поддерживает в хорошем состоянии дом своего деда – традиционную казахскую саманную мазанку и планирует сделать из него музей. В селе Юрьевка Акбулакского района, со слов местного жителя, осталось проживать 4 пожилых человека, газа в населенном пункте нет, дома отапливаются дровами. Очевидно, что в скором времени данный населённый пункт исчезнет.

Заброшенные и исчезающие населенные пункты посещённые участниками экспедиции

 

Луговской

Воздвиженка

Бурта

Браиловка 

Исчезнувшее село Браиловка Акбулакского района примечательно тем, что это единственное в регионе польское село. Оно было основано католиками, переселенцами из Украины в 1902 году (где в то время был голод). Первое время поляки жили в шалашах и землянках, позднее по строго определенному плану было построено село. В селе был свой священнослужитель – ксендз, а в центре села на площади был построен второй в регионе католический костёл с органом. После революции ряд семей решили переехать в Польшу. Но в Бузулукском районе на браиловцев напали и ограбили, многих убили. В 1937 году за одну ночь в селе было арестовано 28 польских семей. Сейчас их имена значатся в списках репрессированных. В 1975 году Браиловка была упразднена. В 2004 году открыли мемориальный памятник польским переселенцам села Браиловка с надписью: «Ваша трагическая судьба останется навсегда в нашей памяти». В первые дни ноября, когда поляки традиционно чтят память умерших, наводят порядок на кладбищах, делегация культурно-просветительского центра «Червонэ Маки», представители посольства Республики Польши приезжают на место исчезнувшего села Браиловка, чтобы почтить память польских переселенцев.

план Браиловки

Восточная окраина исчезнувшего с. Браиловка на левом берегу р. Кукчунак

Саракамыш

Юрьевка

Кулыксай

Южные приграничные периферийные территории Акбулакского, Беляевского районов и Кувандыкского городского округа Оренбургской области насчитывают большое количество исчезнувших сельских поселений, а также поселений, которые находятся на стадии исчезновения. Причём процесс исчезновения самих поселений неизбежно приводит к «стиранию» с ландшафта всей инфраструктуры (включая хозяйственную и дорожную сеть). Некоторые проселочные дороги, указанные на топокарте и отчётливо различимые на спутниковых картах прошлых лет, по факту отсутствуют, чаще всего по причине зарастания.

На муниципальном уровне происходит потеря не только единиц сельского каркаса различного таксономического ранга, но и его линейных элементов в виде транспортных коммуникаций. Вместе с населенными пунктами исчезает, пусть и менее быстрыми темпами, дорожная сеть местного значения – когда-то важная и неотъемлемая (в т.ч. коммуникационная и логистическая) часть процесса сельскохозяйственного производства. Ввиду заброшенности перестают действовать некоторые насыпные мосты и переправы, полевые дороги перестают быть накатанными, размываются в балках и на склонах. Отсутствие или низкое качество дорожной сети в сельской местности является одним из сдерживающих факторов социально-экономического и демографического развития целых районов. Нарушение целостности дорожной сети в результате исчезновения просёлков, ранее соединявших все многочисленные населённые пункты, приводит нередко к появлению труднодоступных объектов (урочищ, заброшенных садов, прудов, родников и т.д.). Ареалы концентрации таких процессов, как своеобразные лакуны, превращаются в невостребованные, заброшенные территории. На таких территориях, как правило, возрастает риск возникновения природных пожаров, оперативность тушение которых затруднена.

Участники экспедиционного выезда непосредственно наблюдали распространение природного пожара к северо-востоку от Сагарчина. 

В регионе исследования изменяется система расселения, наблюдается сжатие пространства, вызванное тяготением к городам сети сельских населенных пунктов, сокращением численности сельского населения и исчезновением населенных пунктов. С другой стороны этот негативный с точки зрения социально-экономического развития процесс может рассматриваться как начальная стадия длительного восстановления естественного облика ландшафта. Можно сделать вывод о необходимости продолжения исследования данного процесса на территории области, поскольку он определяет направления региональной политики в сфере административно-территориального деления, что особо актуально в связи с приграничным положением области. Низкий уровень жизни сельского населения, недостаточная государственная поддержка социального обустройства села, неравномерность размещения населения, хозяйственной инфраструктуры и диспропорции в обеспеченности природными ресурсами являются основными определяющими факторами формирования современных социально-экономических вызовов не только для Оренбургского региона, но и всего степного пояса России.

 

Исчезнувшие населенные пункты // Социально-геодемографический атлас Оренбургской области. Научное издание Географический атлас [Электронный ресурс] / Р. Ш. Ахметов, Н. Ю. Святоха, И. Ю. Филимонова, О. Б. Попова; Оренбург. гос. ун-т. - Электрон. дан. - Оренбург: ОГУ, 2017 с. 8-9.

Филимонова, И. Ю., Н. Ю. Святоха Упразднение населенных пунктов как следствие процесса "сжатия пространства" // Девятые Большаковские чтения. Оренбургский край как историко-культурный феномен: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф: к 275-летию со дня основания города Оренбурга, 200-летию со дня рождения Оренбургского генерал-губернатора, почетного гражданина города Оренбурга Н. А. Крыжановского, 100-летию организации Государственной архивной службы, 01-02 марта 2018 г. Оренбург / Оренбург. гос. пед. ун-т [и др.]; науч. ред. С. В. Любичанковский. - Электрон. дан. - Оренбург : ОГПУ, 2018. - С. 81-82.

Chibilev А. (jr.), Grigorevsky D., Meleshkin D. Theoretical and methodological approaches revealing the current challenges to the spatial development of regions in the steppe zone of Russia // Ninth International Symposium "Steppes of Northern Eurasia" IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science 817 (2021) 012024 doi:10.1088/1755-1315/817/1/012024

Чибилёв А.А. (мл.), Мелешкин Д.С., Григоревский Д.В. Пространственная оценка социально-экономического каркаса степных регионов России // Юг России: экология, развитие. - 2020. - Т. 15. - №3. - С. 53-65. DOI:10.18470/1992‐1098‐2020‐3‐53‐65.

 

Сотрудники отдела социально-экономической географии
в.н.с. Чибилёв А.А. (мл.)м.н.с. Григоревский Д.В., м.н.с. Мелешкин Д.С.

Филимонова И.Ю.